Исламские новости

Проблема соединения стоп молящихся во время коллективной молитвы 4 Мая 2012

Проблема соединения стоп молящихся во время коллективной молитвы

Выпрямление рядов в коллективной молитве имеет большое значение в шариате. Поэтому в хадисах данная практика объясняется как необходимое условие для полноты и завершенности намаза. 

Правильный метод организации и выпрямления рядов по сунне заключается в том, что люди, намеревающиеся выполнить намаз, стоят рядом таким образом, что между ними не остается пустот. Кроме того, молящемуся не разрешается стоять впереди или сзади ряда, он должен находится на одной линии с другими. Подавляющее большинство исламских ученых согласно с такой позицией в вопросе выпрямления рядов. 

Несмотря на эту точку зрения, некоторые считают, что соединение стоп стоящих рядом людей в молитве является сунной. Такие люди, как правило, настойчиво придерживаются данного принципа, и могут придавать этому повышенное значение. К тому же они обычно критикуют тех людей, которые не соблюдают данное условие в намазе, обвиняя их в том, что они не следуют сунне. Поэтому представляется целесообразным объяснить и разъяснить суть данного вопроса. В этом деле я прошу помощи у Всевышнего Аллаха, которому принадлежит истина, и к которому мы все вернемся.

Известно много изречений Пророка относительно данного вопроса, однако в них ничего не говорится о соединении стоп молящихся. Также и четыре праведных халифа (хулафа) уделяют большое значение организации и выпрямлению рядов во время молитвы, но данная практика ими никак не регулируется. Таким образом, Сахих Муслим приводит следующий хадис, переданный  Нуманом бин Баширом: "Пророк выпрямлял наши ряды, подобно тому, как выпрямлял стрелы» (Арабы придавали большое значение выпрямлению своих стрел, которые использовались в боях и в целях охоты. По этой причине выражение "как будто выпрямляет стрелы" употребляется для выражения излишней прямоты и равномерности чего-либо). Пророк придерживался этого до тех пор, пока не убедился в том, что мы окончательно поняли его намерение. После этого, когда однажды Пророк стоял в готовности, чтобы начать молитву и уже собирался произнести такбир, его взгляд упал на человека, чья грудь выпячивалась из рядов. Увидев это, Пророк заметил: "О, слуги Аллаха, вы должны выпрямлять ваши ряды, иначе Аллах вызовет разногласия среди вас" (Сахих Муслим, с. 182, Т.1).

Сунан Абу Дауд передает от Абдуллах бин Умара, который передал слова Пророка: "Выпрямляйте ряды, равняйте ваши плечи, заполняйте пустоты и помогайте друг другу, т.е. помогайте друг другу в организации и выпрямлении рядов и не оставляйте пустоты для шайатын (шайтана). Кто заполнит пустоту, на того снизойдет милость Аллаха, а кто оставит место в ряду, того Аллах лишит своей милости" (Сунан Абу Дауд С.97, Т.1). 

Бара бин Азиб передает: "Пророк ходил по рядам, с одного конца на другой, выпрямляя их. Он проводил руками по нашим грудям и плечам и говорил: "Не разделяйтесь, иначе ваши сердца будут разобщены". Он также говорил: "Всевышний Аллах посылает благословение тем, кто стоит в первом ряду, и ангелы просят для них прощения» (Сунан Абу Дауд, С.97. Т.1). Анас бин Малик передает, как Пророк сказал: "Сомкните ваши ряды и не раскрывайте их и держите ваши головы ровно, поскольку на Его руки опирается душа Мухаммада, поистине я вижу, как пустоты в рядах заполняют шайтын (шайтан) будто маленькие овцы» (Сунан Абу Дауд, С. 97., Т. 1).

Было передано, что Умар бин Аль-Хаттаб назначил специального человека для выпрямления рядов и никогда не начинал молитву без предупреждения о том, что ряды выпрямлены. Также передается о том, что Али бин Аби Талиб и Усман бин Аффан всегда с точностью выполняли эту практику (назначения человека для выпрямления рядов перед молитвой). Али бин Аби Талиб говорил: «Шаг вперед! Так, шаг назад! Вот так (Тирмизи, С.53, Т.1). Малик бин Аби Амир Аль-Ансари передает, что Усман бин Аффан говорил во время пятничной проповеди: «Когда наступит время молитвы, выпрямляйте свои ряды и равняйте плечи» (Муватта Имам Мухаммад, С. 86).

Из вышеупомянутых хадисов становится ясно, что Пророк учил своих сподвижников (сахаба) держать плечи на одной линии для того, чтобы выпрямить ряды. Также он проводил руками по их грудям и плечам, выпрямляя ряды. Но пророк ничего не говорил своим сподвижникам относительно присоединения их стоп к стопам рядом стоящих  во время молитвы и никого не заставлял это делать. 

Таким же образом,  Усман бин Аффан учил людей выпрямлять  ряды и держать плечи на одной линии. Но он не был основателем практики присоединения стоп к стопам рядом стоящих во время молитвы. Али ибн Абу Талиба учил людей делать шаг назад и вперед, чтобы убедиться в том, что ряды были выпрямлены. Но и он тоже не был основателем вышеуказанной практики.

Эти люди в качестве аргументов для своих высказываний использовали хадисы Нумана бин Башира и Анаса бин Малика, которые имеются в сборнике «Сахих» Имама Бухари. Имам Бухари говорит: "Глава о присоединении стоп со стопами и плеч с плечами в рядах». Нуман бин Башир передает: «Я видел, как каждый человек присоединил свою лодыжку с лодыжкой рядом стоящего человека». Анас бин Малик передает (когда произносилась Икама) Пророк сказал: "Выпрямите ряды, ведь я вижу вас из-за спины. Анас бин Малик говорит: "Мы присоединяли нашей плечи и стопы с плечами и стопами людей, стоявших рядом с нами" (Сахих Бухари, с.100, Т.1).

Вышеупомянутые люди использовали эти высказывания в качестве доказательств, имея в виду, что присоединение стоп к стопам рядом стоящих людей должно пониматься в буквальном значении. Тем не менее, использование ими данных высказываний в качестве доказательств своих утверждений является неверным. Причина в том, что смысл данных высказываний не нужно принимать в буквальном смысле, который предполагает присоединение стоп со стопами рядом стоящих людей. Под данными высказываниями подразумевается лишь выравнивание и заполнение рядов наилучшим образом, не оставляя пустот между молящимися. Имеется много причин, указывающих на то, почему данные высказывания должны пониматься вышеуказанным образом, а не дословно.  

1. Хадисоведы (Мухаддисун) и толкователи хадисов предоставили объяснения относительно этих высказываний и интерпретировали их так, как говорится выше. 

Так, Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскалани в толковании «Фатхуль-Бари» к сборнику «Сахих» Имама Бухари говорит следующее: "смысл данных хадисов заключается в том, что необходимо выпрямлять ряды и заполнять пустоты в рядах" (Фатхуль Бари С.247, Т.2) Ученый Касталани привел такое же объяснение в своей книге «Иршад-Сари» (С.368, Т.2).

Кроме того, ученый Айни в своей книге «Умдатуль-Кари» (С.259 Т.5) привел ту же интерпретацию, но в другой формулировке. Вот что он писал: "Пророк посредством этих высказываний хотел обратить внимание на выпрямление строк и заполнение пустот в рядах". 

Ученый Анвар Шах Кашмири говорит: "Согласно точке зрения, принятой имамами всех четырех основных правовых школ Ислама, двое не должны оставлять между собой пустот, которые могут быть заполнены третьим лицом. Кроме того, вопрос о присоединении стопы со стопой стоящего рядом человека во время намаза является нововведением со стороны определенных людей». (Файдуль-Бари, С.236, Т.2).

2. Буквальное понимание значения действия, предполагающего присоединение стопы со стопой рядом стоящего человека во время намаза и его осуществление, несет в себе не только серьезные трудности, но также является ошибочным утверждением. В изречении, переданном Сунан Абу Дауд, наряду с указанием на соединение лодыжки с лодыжкой рядом стоящего человека во время намаза, упоминается и о присоединении колена с коленом того же человека (Сунан Абу Дауд, С. 104, Т.1). 

В такой ситуации данная практика будет представляться еще более неуместной и вызовет еще больше трудностей. В то время как Всевышний Аллах в Коране говорит: "Он не возложил на вас трудностей в религии». А также в другом аяте говорится: ​​«Аллах не возлагает на человека обязанности, которые превышают его возможности». 

По этим самым причинам шариат полностью исключил чрезвычайно сложные и критические ситуации. Комментатор Сунны Абу Дауд Алляма Халил Ахамд Сахаранпутри пишет: «Поскольку присоединение колена с коленом рядом стоящего и таким же образом присоединение лодыжек представляется сложно выполнимым (если вообще возможным) в намазе. (Бадхуль-Маджхуд, С. 230, Т.4).

Алляма Зафар Ахмад Усмани говорит: "Очевидно, что присоединение стопы со стопой рядом стоящего, а также плеч и лодыжек является чрезвычайно сложным на практике, особенно, когда это необходимо выполнять в течение всего намаза. В дополнение к этому, чрезвычайно сложные ситуации и практики были исключены из Шариата посредством четких текстов. (Флааус-Сунан, С. 360, Т.4).

3. Принятие буквального значения хадисов и соединение лодыжки с лодыжкой рядом стоящего молящегося приводит к большому расстоянию между стопами. Данная ситуация не только заставляет человека действовать вопреки своим естественным намерениям, но также препятствует ему с требуемым спокойствием и смирением выполнять намаз. Выдающийся толкователь хадисов Мухаммад Юсуф Аль-Биннори пишет: «Некоторые люди считают это объяснение соответствующими истинному смыслу, тогда как на самом деле это не так. Правильный смысл таких выражений заключается в том, чтобы подчеркнуть важность выпрямления рядов и заполнения пустот между ними. Кроме того, автором этих высказываний является передатчик хадисов (здесь приведены отрывки Фатхуль-Бари и Умдатуль-Кари).  Данный факт опровергает мнение людей, выступающих за следование Сунне и хадисам. Они придают большое значение присоединению лодыжек к лодыжкам рядом стоящих молящихся, следовательно, оставляя большой разрыв между своими ступнями. Такие их действия ведут к ложным притязаниям и лицемерию, поскольку меняют естественное поведение людей и деформирует нормальную форму смирения во время намаза. 

Вместо этого они хотят заполнить пустоты между молящимися, однако в действительности продолжают оставлять пустое пространство, не осознавая, что подобные действия имеют более отрицательные последствия (Маарифус-Сунан С.297, Т. 2).

4. К тому же, ни один хадис не подтверждает то, что ступни ног должны быть раздвинуты до такой степени. На самом деле, в хадисах говорится о необходимости оставлять меньше расстояния между ступнями. Было передано о том, что Абдулла бин Умар не оставлял большое расстояние между ступнями, так же как и не соединял их, а выбирал удобное для себя и среднее с точки зрения расстояние между ступнями положение ног (Аль-Мугни, С.11, Т.2).

Метод, который был принят в индивидуальном намазе, считался общепринятым и в коллективной молитве. Нет упоминаний о том, что сподвижники (сахаба) или последователи (табиун) различали между индивидуальным и коллективным намазами. Исходя из этого, можно говорить о том, что истинный смысл соединения плеч заключается в их выравнивании таким образом, чтобы  между ними не оставалось пустот. (Файдуль-Бари С.237, Т. 2). 

В сборнике Сунан Имам Насаи говорится, что «Абу Убайда передал от Абдула бин Масуд, который сказал, увидев человека, присоединившего свои стопы во время намаза: «Он допустил ошибку в следовании Сунне, если бы он последовал Мураваха, то я бы посчитал такое действие более правильным" (Сунан Насаи С.103, Т. 1). 

Основное значение слова Мураваха – поочередно опираться на ноги (т.е. сначала опереться на одну ногу и через определенное время – на другую). Иногда это слово также используется для обозначения небольшой пустоты. Об этом значении идет речь в вышеупомянутом хадисе. Таким образом, оставление небольшого расстояния между стопами можно объяснить в свете этого хадиса. (Файдуль-Бари С. 237, Т. 2, Аль-Файд Ас-Самаи аля Сунан Ан-Насаи, С.288, Т.1).

Абдулла бин Масуд не только неодобрительно высказался о соединении стоп, но и посоветовал придерживаться Мураваха. Из этого становится очевидным, что при наличии небольшого пространства между стопами невозможно соединить стопу или лодыжку со стопой или лодыжкой рядом стоящего человека. Таким образом, объяснение хадисов о соединении стоп будет содержаться в толкованиях, представленных в трудах Хафиза Ибн Хаджар и Алляма Айни.

Возможно, что цель этих хадисов состояла в опровержении и признании недействительным преувеличений относительно присоединения стоп. Таким образом, согласно Сунне, лицо, совершающее намаз не оставляет большое расстояние между своими стопами и при этом не присоединяет их друг к другу полностью. То есть он придерживается удобного для себя среднего расположения стоп. Поэтому, когда расстояние между стопами уменьшится, присоединение лодыжки к лодыжке рядом стоящего человека станет невозможным. Таким образом, объяснение хадисов о соединении стоп будет содержаться в толкованиях, представленных в трудах ученых Бадр-Уддин Аль-Айни и Шихаб-Уддин Аль-Касталляни (Маарифус-Сунан, С.298-299 Т.2).

5. То, что между ногами молящегося должно оставаться пустое пространство, можно понять из различных хадисов. В Сунан Абу Дауд приводятся слова Пророка (мир ему): "Когда кто-нибудь из вас намеревается совершить намаз, то он не должен ставить свою обувь с правой или с левой стороны, поскольку его левая сторона является правой стороной рядом стоящего человека (кроме тех случаев, когда там никого нет), и он должен положить ее между ногами" (Сунан Абу Дауд С.103 Т.1).

Из этого хадиса можно понять, что по правую и левую стороны от людей, совершающих намаз, должно оставаться пустое пространство, куда можно положить обувь. Если следовать практике присоединения стоп, то это пространство будет заполнено, и по обеим сторонам у совершающих намаз пустот не останется. В данной ситуации попытка препятствовать людям положить свою обувь с левой или с правой стороны во время намаза является бессмысленной.

6. Если буквально понимать идею соединения стоп во время молитвы, то в большинстве случаев можно прийти к выводу, что пальцы ног направлены не в сторону Киблы. В то время как направленность пальцев ног в сторону Киблы является одним из общепринятых форм выполнения намаза. Об этом правиле в сборнике «Сахих Бухари» Имама Бухари, которого подавляющее большинство определенной группы ученых считает главным авторитетом в вопросах по хадисам, написана глава  под названием «Пальцы ног должны быть направлены в сторону Киблы». Наличие данной главы делает направленность пальцев ног в сторону киблы важным для выполнения намаза. Если выражение «соединение стопы со стопой рядом стоящего человека во время молитвы» понимать буквально, то правила выполнения намаза, указанные в «Сахих Бухари» в большинстве случаев не будут соблюдаться. С другой стороны, если такое выражение и другие подобные выражения понимаются как выпрямление рядов и заполнение пустот между ними, то в этом случае правило направленности пальцев ног в сторону Киблы будет выполняться без труда.

7. Если кто-либо после рассмотрения хадисов из «Сахих Бухари» говорит о необходимости присоединения стоп и лодыжек рядом стоящих людей во время намаза, тогда те хадисы из этого сборника, предполагающие присоединение плеч рядом стоящих людей, также необходимо принять во внимание. Данное действие возможно только в том случае, если все люди, стоящие в ряду, одного роста. По этой же аналогии, присоединение стоп рядом стоящих людей возможно только в случае, если размеры ног у всех одинаковые. Эти два условия, как правило, не выполнимы. 

Авторитетный специалист по хадисам Мухаммад Закария пишет: «Имам Бухари упомянул о присоединении плеч и стоп в заголовке одной из своих глав, указав, таким образом, на то, что данное действие предполагает их близость и выпрямленность, тогда как буквальное выполнение этого действия не представляется возможным.

Ученый Зафар Ахмад Усмам пишет: «Соединение этих частей тела в прямом смысле этого слова является невозможным, если люди, совершающие намаз, имеют разный рост. Таким образом, смысл этих хадисов будет сводиться к выравниванию по ряду частей тела. (Иляус-Сунан С.360 Т.4). 

Ученый Анвар Шах Кашмири говорит: "Соединение стопы со стопой рядом стоящего человека, наряду с соединением плеч является невозможным даже после беспокойных и утомительных попыток. Поэтому эта практика будет классифицироваться как новшество, часть которого не прослеживается в поступках праведных предшественников" (Файдуль-Бари, С.337 Т.2). 

Кроме того, содержание хадиса требует соединения лодыжек. Но на самом деле выполнение этого действия представляется крайне неловким и затрудненным, даже невозможным. Шейх Гангохи пишет: «лодыжки двоих человек могут быть соединены, если они имеют широкое телосложение верхней части туловища, и узкое - нижней части. (Фатава Рашидийя,С.363).

Маулана Абу Убайдуллах Кади Шамс-Уддин пишет: В Муснаде Ахмада С.276 Т.4 передается о том, что лодыжка должна соединяться с лодыжкой и плечо - с плечом. Поэтому, заявление, сделанное некоторыми современниками относительно расположения лодыжек и плеч таким образом, чтобы они не соединялись, является безосновательным (Ильхамуль-Бухари Фи Халли Мушкилятиль-Бухари, С.50) .

Формулировка «Равняйте ваши плечи» приводится в некоторых высказываниях. Разъясняя эти слова, автор Аунуль-Мабуд пишет: «Равняйте ваши плечи таким образом, чтобы плечо каждого молящегося располагалось параллельно плечам молящихся, находящихся рядом с ним. Таким образом, плечи, головы и ноги молящихся будут располагаться на одной линии (Аунуль-Мабуд, С. 275 Т.2) . Имам Шаукани в Найлуль-Аутар С.65 Т.3 привел именное такое объяснение.

Данное объяснение, принятое в отношении выравнивания плеч, приводятся также Анасом ибн Маликом и Нуманом бин Баширом: "Мы присоединиться наши плечи и стопы с плечами и стопами стоящих рядом с нами", что подразумевает то, что лодыжки, стопы и плечи располагаются на одной линии с лодыжками, стопами или плечами рядом стоящих людей. 

8. Даже если мы временно предположим, что присоединение стоп является обязательным по шариату, то возникнет вопрос: данное условие должно выполняться в каждом действии намаза или должно ограничивается лишь определенными действиями? Если это условие должно выполняться при любом действии намаза, то каким образом его можно объяснить относительно сидячего положения? Если оно ограничено определенным действием, то где доказательства такого ограничения? Если в качестве ответа будет сказано, что данное условие было исключено в связи со сложностью ее выполнения в сидячем положении, то на это можно возразить, сказав, что это условие является трудно выполнимым и в положении стоя и представляет сложность для тех, кто совершает намаз.

Поэтому выравнивание стоп и плеч может быть принято только в качестве требования, которое должно выполняться до начала намаза, так как Пророк учил своих сподвижников выпрямлять ряды перед началом молитвы. Именно в это время сподвижники соединяли плечи и стопы, внимательно следя за тем, чтобы ряды были прямыми. Высказывания подобного рода не могут служить доказательством выполнения данных действий и во время намаза. Причина в том, что эти хадисы не содержат выражения: «Во время намаза». Следовательно, поскольку в хадисах вышеупомянутая формулировка отсутствует, то мы не можем сделать вывод относительно выполнения данных действий во время намаза (Имдадуль-Ахкаам С.290, Т.1, Иляус-Сунан С.360, Т.4 и Дават Абдия Аз Ифадат Санви, С. 152-153, Т.19).

Если хадисы Сахих Бухари, приводимые в качестве доказательства некоторыми людьми, понимать в их буквальном смысле, тогда нужно будет признать то, что данная практика не является «сунна-максуда» (Этот термин относится к Сунне и связан с продолжением  осуществления практики, хотя первоначальная цель уж достигнута). На это указывает высказывание Мамара, передающего слова Анаса бин Малика: «Если бы я попытался осуществить это (т.е. соединить лодыжки с лодыжками рядом стоящих людей), то люди бы убежали прочь, как упрямые мулы» (Фатхуль-Бари С.247 Т.2).

9. Как видно из высказывания Анаса бин Малика, он не практиковал присоединение стоп после смерти Пророка. Кроме того, из этого высказывания ясно, что эта практика не являлась «сунна-максуда», поскольку, в противном случае, сподвижники бы не стали отказываться от нее только из-за отвращения и ненависти к ней со стороны других.

Если бы присоединение стоп считалось «сунна-максуда», то сподвижники выполняли бы это действие на постоянной основе и по этой причине их современники (табиун) отнеслись бы к нему как к Сунне намаза. После этого не было бы проблемы негативного восприятия данной практики со стороны людей. Из высказывания Анаса бин Малика можно понять то, что он не собирался присоединять стопы во время намаза из-за ненависти народа к данному действию, а также то, что эта практика обычно игнорировалась  во времена сподвижников пророка (сахаба) и их современников (табиун). Все это служит основанием для исключения подобной практики из категории «сунна-максуда». Поведение и действия сподвижников были приведены в качестве весомых доказательств в пользу мнения, выраженного четырьмя главными имамами, а также большинством ученых. (Имдадуль-Ахкам, С. 290, Т.1, Иляус-Сунан, С.360, Т. 4).

Всевышний Аллах сведущ обо всем. 


Автор: Шейхуль Хадис Муфти Умар Фарук Десаи Лухаври


Источник: www.muftisays.org

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку


Guest, 10.05.2012 19:41:24
Проблема соединения стоп молящихся во время коллективной молитвы

Это действительно проблема?!
Guest, 06.05.2012 00:13:33
ууу, много прям
вариант без отрывания ног от поверхности не позволит держать ноги на таком растоянии и аргументация через индивидуальный намаз не лишена здравого смысла
наверное момент что правая нога будет вынуждена соприкасаться с левой ногой соседа справа тоже о многом говорит, особенно для тех кто накрывает левую правой в намазе