Исламские новости

Платок – свобода или ограничение свободы? 29 Июня 2012

Платок – свобода или ограничение свободы?

Турецкий журналист Озлем Албайрак рассуждает о том, что некоторые инициативы правящей Партии справедливости и развития вызывают сомнения относительно того, хотят ли они ограничить свободу платка или предоставить ему свободу.

Сколько бы в наши дни не придерживающиеся религиозного образа жизни, утверждая, что их подвергают по этой причине дискриминации, не угрожали нам: «Мы уедем в Японию», сколько бы не жаловались на Турции иностранным газетам и не мелькали на каналах TRT, в нашей стране женщины в платках и женщины без платка все еще не обрели равные права, не имеют их.

Дело дошло до того, что одна политическая организация, состоящая из женщин – членов правящей происламской Партии справедливости и развития (AK Parti), внося предложения в Маджлис по поводу нового законодательства о женщинах в платках выразилась так: «Пусть для них будет разрешено работать на одних работах и запрещено на других». Мы опять стали свидетелями двойной несправедливости, т.е. перед возможностью того, что приверженности светскости ввяжутся в «спор», первой социальной группой, которой готовы пожертвовать даже женщины из Партии справедливости и развития (ПСР), оказались женщины в платках.

События развивались так. Женское отделение ПСР организовало конференцию «Новая Конституция с точки зрения женщин». После конференции в заключительном докладе, представленном Великому национальному собранию Турции (Маджлису) заключалось требование, чтобы проблема платка перестала считаться «сферой дискриминации» и говорилось: «В новой Конституции должна содержаться статья, в которой бы гарантировались равные права женщин и мужчин в исполнении обязанностей перед обществом, а платок, религиозные и политические символы при этом не представляли бы собой проблему. Споры можно пресечь таким образом, чтобы такие профессии, как судейство, преподавательская деятельность, служба в органах безопасности считались исключением».

Если существуют споры по поводу предоставления того или иного права, то можно ли прийти к соглашению, просто не предоставляя этого права? Носить платок, работать в платке станет возможно только в определенных сферах и профессиях с разрешения каких-то лиц.

Между тем, равенства это – равные возможности и права для индивидов без установления каких-либо ограничений. Конституции, содержащие принцип равенства, берут на себя обязательство не дискриминировать граждан по той или иной причине.

Женское крыло ПСР, вроде бы, требуя большей свободы для платка, вступая в противоречие с принципом равенства, ограничивают сами эту свободу. Не сомневаясь в чистоте намерений женского крыла ПСР, я хотел бы отнестись к выдвинутому ими предложению как к ошибке, о последствиях которой они не подумали. Я был на одном собрании, где присутствовало высшее руководство женского отделения ПСР, в том числе и Фатма Шахин, государственный министр по делам семьи и социальной политике, где познакомился с деятельными, успешными женщинами. Мне они показались имеющими чистые намерения, с удовлетворением я слушал доклады о проектах, связанных с повышением статуса женщины в обществе.

Конечно, возможно, что члены женского крыла ПСР, предполагая, что общество не настолько созрело, чтобы воспринять равноправие женщин в платках и без платка, выдвинули названное предложение.

Но все же, я не думаю так. Когда Марва Кавакчи хотела прийти на заседание Маджлиса в платке, политическая атмосфера не благоприятствовала этому, что и подтвердилось изгнанием Кавакчи из Маджлиса. Явление, когда правящая партия, на которую в 2008 году подали в суд за платок, в 2011 году не выдвинула ни одного кандидата в платке, понятно. И пока эта страна воображает, что демократизируется, возможно, она в значительной доле лишается демократии.

Политические условия этой страны, говорящей о том, что вскоре она будет руководствоваться новой и цивилизованной Конституцией, разобщены. Помимо того, к всегда существующему в обществе разделению мнений о платке в последние годы присоединилось и политическое разделение.

Но разве нет в этой стране Бекира Джошкуна, Фазиля Сая и подобных им? Есть. Но ждать, пока этих товарищей можно будет убедить предоставить права женщинам в платке, возможно, значит ожидать до Судного дня.

В качестве заключения хочется сказать, что, требуя новую и цивилизованную Конституцию, нужно не становится большим монархистом, чем сам король. Это предложение, которое в результате может привести к ложным решениям, по-моему, не приличествует выдвигать женскому отделению какой-либо партии, в особенности, если это партия, большая часть которой и составляют женщины в платке. Извините.

Озлем Албайрак

www.yenisafak.com.tr

www.islam-portal.ru


Возврат к списку