Исламские новости

«Если, как суфий, я читаю Газали, это не значит, что я не должен читать Ибн Таймийю», - бельгийский профессор 9 Июля 2012

«Если, как суфий, я читаю Газали, это не значит, что я не должен читать Ибн Таймийю», - бельгийский профессор

Занимаясь изучением жизни и деятельности Ибн Таймийи, принявший Ислам профессор Яхъя Михот говорит, что Ибн Таймийа достаточно критически относился к Имаму Газали и обвинял его в противоречивости.

Яхъя Михот родился в Бельгии, в 1970 году он на два года отправился в Египет, принял там Ислам. Это, по его словам, стало самой важной точкой, изменившей его жизнь. Является преподавателем факультета богословия Университета Хартфорда. Профессор подчеркивает, что называя кого-либо мусульманином или немусульманином, следует быть осторожным: «Люди, которых мы мусульманами не считаем, могут быть ближе к Аллаху чем те, кого мы считаем мусульманами». О своих исследованиях он говорит так: «При исследованиях исламской мысли необходима целостность. Если я, как суфий, читаю Газали, это не значит, что я не должен читать Ибн Таймийю. Следует избегать узкого взгляда на вещи. Ученые должны знать исламскую мысль во всех тонкостях».

Являясь специалистом по исламской философии и изучая наследие Ибн Таймийи и Ибн Сины, Яхъя Михот отмечает, что Ибн Таймийа достаточно критически относился к Имаму Газали.

 

Книги Газали противоречивы и по методологии, и по содержанию

Михот говорит, что Ибн Таймийи в своих толкованиях, конечно, многое упрощает. «Ибн Таймийю трудно понять», - отмечает он. Основываясь на книге Ибн Таймийи «Бугйа аль-муртад», Михот утверждает, что этот ученый привлекает внимание к противоречиям в книгах «Джавахир», «Мишкат», «Ми’йар» и «Файсал». Эти противоречия, по его мнению, касаются как методологии, так и содержания. Ибн Таймийа даже во многих случаях сравнивает Газали с карматами – крупной ветвью исмаилитов.

 

Для толкования Корана существует своя методика

Согласно Ибн Таймийю, для выведения смыслов из Корана и канонических текстов нужно владеть методом аналогии (кийас) и уважительно относиться к источникам. «Но при определенных условиях, используя специальную методологию, можно выводить смыслы из Корана», - пишет он. По его мнению, Газали не соблюдает ни одно из этих условий и не следует никакой методологии.

Как утверждает Михот, Ибн Таймийа принимает метод суфиев, сутью которого является метафорическая (ишари) трактовка аятов Корана. Но при этом Ибн Таймийа пишет: «Газали не использует даже этот метод». Он говорит, что у Газали нет какого-либо метода трактовки аятов.

В качестве примера ученый приводит аят «йадуллах» («рука Аллаха») и другие аяты с двойственным (муташабихат) смыслом. Ибн Таймийа пишет, что Газали понимает слово «йад» (рука) в этом аяте как интеллект (идрак), но это не имеет никаких обоснований, наоборот, Аллах не может иметь это в виду. 

 

На Имама Газали оказал влияние Ибн Сина?

Как утверждает Михот, как бы Газали не выступал с опровержениями философии как системы, обвиняя ее в непоследовательности, он сам испытывал влияние философов. Его методы вывода смысла из канонических текстов были философскими. Слова Ибн Таймийи об Имаме Газали «у него нет никакой методологии» можно понять только так, что Газали использовал метод «собственного мнения» (рай’). А это могло быть вдохновлено «Рисаля Адхавиййа» Ибн Сины.

Как утверждает Ибн Таймиййа, у Имама Газали не было методологии тафсира и толкования (шарх). Поэтому он искажал смысл канонических текстов. По мнению Михота, как бы Газали ни критиковал философов, в толковании и тафсире канонических текстов он испытывал влияние Ибн Сины, в частности его «Рисаля аль-адхавийа».

 

Много вопросов

Информация, предоставленная Яхъей Михотом, только углубила во мне чувство того, «сколько есть еще вопросов, которые надо спросить, сколько есть ответов, которые надо найти». Я люблю Имама Газали, и хотя мне трудно принять высказывание профессора «Имам Газали искажал смысл аятов Корана», он побудил во мне желание познакомиться с трудами и Ибн Таймийи.

 

Абдуллах Таха Орхан

Источник: www.dunyabizim.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку