Исламские новости
"Исламская религия" была замещена "Исламской цивилизацией", считает турецкий профессор
Турецкий профессор Бедри Генджер утверждает, что многие используемые мусульманами понятия созданы на Западе, причем с определенными целями. А подмена понятий часто ведет и к подмене мировоззрения…
Бедри Генджер утверждает, что такие понятия, как религия (дин), фикх, знание (ильм) мы сейчас используем не в том смысле, в каком использовали их во время жизни нашего Пророка (с.а.в.) или использовал Имам А’зам. В качестве примера он приводит слово «шариат». Сейчас под этим словом люди понимают только религиозную практику, амаль, между тем, это понятие включает в себя и вероубеждение (акида). И если Имам А’зам назвал свою книгу по акиде «Фикх аль-акбар», то причина этого в том, что великий имам не отделял акиду от шариата. Как говорит Бедри Генджер, разделение этих понятий было привнесено в исламский мир востоковедами. И, к сожалению, в наши дни многие профессора исламского богословия полностью усвоив это имеющее источником христианство разделение, используют эти понятия только в таком смысле.
Бедри Ходжа говорит, что мусульмане разучились думать по-мусульмански. И только следованием Сунне можно исправить положение. «Частичная мудрость (хикма) – это сунна, мудрость (хикма) в полном виде – это шариат», - утверждает профессор. Он подчеркивает, что, обратившись к модернизму, мы отвернулись от мудрости. Согласно его определению, модернизм – это исчезновение мудрости, отдаление от нее и искажение ее. Процесс модернизации на Западе одновременно являются процессом потери универсальной мудрости (хикма).
Мудрость (хикма) – это фундаментальное понятие, являющее центральной осью существования как такового и имеющее как универсальное, так и частное, как теоретическое, так и практическое измерение. Мудрость делится на два вида – теоретическая мудрость (хикма аль-назариййа) и практическая мудрость (хикма аль-амалиййа). Сегодня такое разделение подзабыто. «То, что мы называет теоретической мудростью, имеет два измерения, охватывая метафизику и физику. Метафизика – это знание существования, физика же – знание о материальных объектах. Практическая мудрость же – это знание человеческого мира. В исламском мире эквивалентом этого понятия является фикх», - говорит Бедри Генджер.
Самой основополагающе миссией религиозной интеллигенции, говорит Бедри Ходжа, является постижение мудрости с названиями или без, в общем или частном измерении и создание связи между шариатом и мудростью (хикма), примирение их. Он говорит: «Откуда появилась потребность в примирении шариата с мудростью? В эпоху становления Ислама, т.е. во время жизни нашего Пророка (с.а.в.) шариат в чистом виде воплощался в жизнь. Частично это положение сохранялось и в последующую эпоху. Но после аббасидов Ислам стал переживать процесс универсализации. В ходе этого процесса Ислам усваивали народы самых разных культур, результатом чего стало его расслоение. Потеря равенства, к которой привело это расслоение, подняло на повестку дня вопрос распространения несправедливости среди людей, проблему божественной справедливости и зла. По этой причине и появилась потребность в примирении шариата с мудростью».
Об аналогичных процессах на Западе Бедри Ходжа говорит: «На Западе же это проблема появилась вместе со Святым Павлом. Всевышний Аллах даровал иудаизму, христианству и исламу и мудрость (хикма), и шариат, но Святой Павел, заложивший основы господствующего сейчас на Западе понимания религии, отверг шариат христианства. Он предполагал, что для универсализации этой религии необходимо отказаться от шариата иудаизма».
Представляют интерес и заключения профессора о термине маданийа «цивилизация, культура». Он говорит: «Эпоха Просвещения – это время становления модернизма и появления понятия термина «цивилизация». Именно тогда взамен потерянной мудрости (хикма), утвердилось понятие «цивилизация» (маданийа). Во второй половине XIX века, т.е. после осуществления промышленной революции, стали использоваться такие понятия как «христианская цивилизация» или «европейская цивилизация. Понятие «христианская религии, христианская община» замещается понятием «христианская цивилизация». Позднее, когда Запад становится глобальной силой, это понятие сокращается до просто «цивилизации»».
О появлении термина «мусульманская цивилизация», Бедри Генджер Ходжа рассказывает так: «Первыми термин «исламская цивилизация» стали использовать французские ориенталисты. С одной стороны, они разрушили халифат, с другой – создали этот термин. Сначала был создан термин «арабская цивилизация», потом он был превращен в «мусульманскую цивилизацию». Первым термин «исламская цивилизация» стал использовать знаменитый арабско-христианский мыслитель Джурджи Зайдан. В ходе этого процесса понятие «исламский хилафат» было отнесено к истории».
Повествуя о том, что понятие «исламская цивилизация» пришло к нам из подвергшихся колонизации стран, Бедри Ходжа рассказывает о споре между алжирцем Маликом ибн Наби и египтянином Саидом Кутбом. Малик ибн Наби за основу принимал исламскую цивилизацию, Саид Кутб же – исламское государство. Между тем, обе эти утопии являются не более, чем проекциями соглашения, заключенного на Западе между католической и протестантской церквями. Если Малик ибн Наби, сформировавшийся в являющемся французской колонии Алжире, говорит об «исламской цивилизации», то он берет это понятие из французской литературы. Для него исламская цивилизация – это будущий золотой век, подобный эпохе расцвета католицизма. Исламское государство Саида Кутба же – это прошедшая эпоха, т.е. время жизни нашего Пророка (с.а.в.).
Таким образом? была осуществлена замена понятия «исламская религия» понятием «исламская цивилизация». Бедри Генджер привлекает внимание к важному пункту, многими оставшемуся незамеченным. По его словам, часть людей, чувствующих свое поражение перед Западом, утешают себя понятием «цивилизация». Он отмечает: «Как говорил Ибн Халдун, побежденные следуют за победителями. Т.е. усвоив придуманный победителями термин «цивилизация», мы пытаемся противопоставить западной цивилизации исламскую цивилизацию. По своей рефлексной логике мы используем термин «исламская цивилизация». Между тем, этот термин является всего лишь выдуманным колонизаторами механизмом утешения колониальных стран. Утопическое утешение, призванное обеспечить существование мусульманского мира в качестве «национальных государств». Вот, например, что вывело Запад на ведущие позиции в мире? Знание? Тогда следует создать понятие «исламское знание». Можно пойти и дальше – говорить об «исламской физике», «исламской геометрии»… Но говорить, например, об «исламской социологии» бессмысленно. Почему? А потому, что социология – это наука, заменившая на Западе теологию. Эта наука предназначена для того, чтобы в обществе, лишенном божественного закона – шариата – искать знания об обществе. Между тем, как говорил Ибн Халдун, утвердить порядок в человеческом мире может только «практическая мудрость» (хикма аль-амалийа), т.е. фикх».
Последнее утверждение очень важно. И завершает свои заключения Бедри Генджер так: «Из самой этимологии этих слов очевидно, что понятия теология, идеология – западные. Но мы используем и такие понятия, как цивилизация, культура, ценность, не зная, что они секулярные. Понятие «мировоззрение» также является скрыто секулярным. Все они возникли на Западе после вырождения христианства».
Айдын Башар
Источник: www.dunyabizim.com
Перевод: www.islam-portal.ru
Guest, 04.08.2012 08:05:20 |
разве для кого-то было секретом происходящее последнии тристолет
|