Исламские новости

Ценность муллы в том, что он вне системы - считает турецкий журналист 4 Октября 2012

Ценность муллы в том, что он вне системы - считает турецкий журналист

Турецкий журналист Халит Бекироглу говорит об опасности проведения непродуманной политики в отношении медресе и мулл.

Хотя после создания Республики в Турции были запрещены «шейхи», «муллы», «медресе», «текке» и подобные элементы, они продолжали существовать в том или ином виде, особенно среди курдского населения.

На востоке более известна история Шейха Саида. Люди, на которых оказали сильное влияния эти события, отстранившись от системы, стали создавать свою защищенную среду в текке и медресе. Хотя власти запретили текке и медресе, эти заведения в то же время продолжали оставаться местом, где решались проблемы общества, функционировали и как механизм управления.

Являясь местом получения знаний, медресе в то же время были местом собраний местных жителей. Здесь разрешались правовые проблемы, для решения вопросов обращались к книгам, а, следовательно – к мулле. Когда секуляризм еще не показал себя в полную силу, медресе были не только местом, куда обращались с вопросами, возникающими по поводу поклонения (ибадат), но и местом консультаций по самым разным темам, от садоводства до скотоводства.

Медресе, как правило, возникали в качестве независимых организаций. Руководили ими муллы, но так как финансировались они всем народом, то и принадлежали народу. Так как система из рефлекса самосохранения отторгала медресе, то мулла никогда не был государственным служащим, поэтому его и называли «почетным имамом» - имам аль-фахри.

Исторически среди курдов всегда были высоки авторитетов шейхов и землевладельцев – аги. До последнего времени эти институты продолжали оставаться действенным механизмом, являясь политическим и экономическим инструментом. По сравнению с шейхами и аги муллы были более независимы, институт мулл развивался в более чистом виде. Если для шейхов и аги было необходимо соблюдать баланс на многих уровнях, для мулл медресе и исламское право (шариат) являлись и областью специализации, и естественным каналом, связывающим их с обществом.

Моими самыми живыми воспоминаниями о перевороте 12 июля (военный переворот в Турции 12 сентября 1980 года) является то, как, увидев делающих обход военных, шакирды медресе, которым руководил мой отец, сбегали через окна. После 1 июля медресе получили ощутимый удар, но в последующие годы смогли возродиться. В 80-е годы из-за медресе несчатливый удел взяла на себя Курдская рабочая партия, а в 90-е – «Хизбулла». Так операция по закрытию медресе, которую не смогло осуществить государство, в том числе и под влиянием переворота 28 февраля (военный переворот 28 февраля 1997 г., после которого началось преследование религии), в значительной степени осуществилась.

В 90-е годы Курдская рабочая партия поняв, что не сможет заручиться поддержкой общества, если будет оставаться антирелигиозной организацией, стала устанавливать связи с медресе и муллами, создала общество, членами которого были муллы. Так же и «Хизбулла» после 2000 года усилила свои связи с медресе и муллами, а потом с выгодой использовало это. В последние 2-3 года же власть стала не только интересоваться Министерством по делам религии и медресе, но и поддерживать их. Времена эта поддержка осуществляется в виде финансовой помощи.

Хотя кажется, что все слои общества в должной мере понимают значение медресе и мулл, ложкой дегтя остается то, что заинтересованные круги показывают интерес к этим институтам, в значительной мере, стараясь использовать их для своей выгоды. Это же становится причиной того, что вместо структур, возникших по желанию и при поддержке народа, удовлетворяющих интересы народа, появляются структуры, «склоняющиеся перед силой», а, следовательно, недолговечные.

На наш взгляд очень важно, чтобы медресе продолжали существовать не в качестве официальной моды, как это происходит с религиозными курсами при мечетях, а имамы сохраняли бы свой статус «почетных» - «аль-фахри». Медресе и муллы находятся вне системы, что и делает их оригинальными. Если их интегрировать в систему, мы отнюдь не окажем им блага, наоборот, нивелируем их роль в распространении знаний, облегчении работы судов и решении локальных социальных проблем.

Халит Бекироглу

Источник: www.dunyabizim.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку