Исламские новости

Финляндия перенимает опыт исламского образования России 5 Октября 2012

Финляндия перенимает опыт исламского образования России

В сентябре месяце текущего года в столице Финляндии состоялся семинар "Подготовка мусульманских кадров для исламских общин Финляндии", посвященный проблеме мусульманских священнослужителей. Участие в семинаре принял и имам татарской общины Финляндии Рамиль хазрат Беляев. Организатором семинара выступила организация Форум культур и религий "Фокус".

Рамиль хазрат рассказал читателям о стратегии Комитета по решению проблемы подготовки мусульманских священнослужителей для исламских общин Финляндии, его основных целях и планах на ближайшую перспективу.

Рамиль хазрат, расскажите о семинаре поподробнее?

Данный семинар стал итогом годовой работы Комитета по решению проблемы подготовки мусульманских священнослужителей для исламских общин Финляндии. Комитет был создан при поддержке министерства иностранных дел, министерства образования, Хельсинского университета, Форума культур и религий "Фокус" и Мусульманской общины Финляндии.

На первой встрече заинтересованных сторон участники признали тот факт, что большинстве мусульманских общин Финляндии имамами работают люди, которые получили образование за рубежом, или вовсе не получали, а духовным лидером их выбрала община. Это увеличивает риск проникновения в страну радикально настроенных выходцев из мусульманских стран, которые по сегодняшнему законодательству Финляндии могут не только жить, но и свободно проповедовать в мечетях страны.

Отмечалась и другая сторона проблемы: как известно, ислам в Финляндии и в зачастую во всех скандинавских странах представлен по этноконфессиональному признаку. Учитывая интенсивность иммиграционных процессов в страну, можно с уверенностью сказать, что количество мигрантов в Суоми будет расти. Именно в этом процессе грамотные имамы смогли бы сыграть ключевую роль, оказывая помощь государству интегрировать мигрантов в финский социум. Но если священнослужитель, авторитет которого часто высок в мусульманской общине, неграмотен, не знает финского языка, не разбирается в особенностях финской культуры, это может сыграть обратную роль, которая может привести к образованию анклавов и национальных гетто.

Принимая во внимание всю серьезность проблемы, в сентябре прошлого года было решено создать Комитет по решению проблемы подготовки мусульманских священнослужителей. Комитет возглавил Илари Рантакари, координатор финского отделения Альянса цивилизаций при ООН, посол по особым поручениям МИД Финляндии. В комитет также вошли Пекка Ивонен представитель Министерства образования, профессор Туула Сакарнахо от Хельсинского университета, Сату Мустанен ответственный секретарь организации Форум культур и религий «Фокус», и др. Наша община приняла решение выдвинуть мою кандидатуру.

Какова ваша основная функция в этом комитете?

Финляндия проходит путь, который Россия, в своей истории прошла дважды. Это путь выстраивания высшего мусульманского образования. Первый этап становления мусульманского образования можно отнести ко времени правления Екатерины II, когда были созданы первые духовные управления, а при них медресе для подготовки имамов. В эпоху Советского Союза эта система была уничтожена, хотя и не совсем, так как имамов готовили в единичных медресе республик Средней Азии.

Что же касается второго этапа, который можно назвать возрождением мусульманского образования в России, в том числе и высшего, то он относится к концу 80х – началу 90х годов прошлого столетия, свидетелями и участниками которого стали мы. Это годы открытия Московского высшего духовного исламского колледжа в Москве, Российского исламского университета в Казани, Исламского медресе «Махинур» в Нижнем Новгороде и многих других мусульманских ВУЗов в России.

Так что основной своей задачей считаю раскрыть опыт выстраивания российского высшего мусульманского образования, ну и максимально быть полезным как имам в данном очень важном процессе в жизни мусульманской уммы Финляндии.

Какова деятельность комитета?

Комитетом были направлены анкеты всем мусульманским руководителям и имамам мусульманских общин Финляндии. Кроме этого, данная проблема была доведена до общественности. Второго февраля текущего года был проведен первый семинар, который носил название "Роль имама в общине. Потребность подготовки имамов в Финляндии". Этот семинар привлек много участников из самых разных слоев финского общества. Участники семинара согласились с необходимостью подготовки имамов.

Кроме этого, мы изучаем опыт стран Скандинавии и Западной Европы. В июне члены комитета были приглашены в Амстердам для ознакомления с системой подготовки мусульманских кадров для Голландии. Необходимо отметить, что наши нидерландские коллеги идут на шаг впереди. Там уже выстроена целая сиcтема, которая включает в себя и курсы повышения квалификации для действующих имамов, и подготовка самих имамов, если выразиться по молодежному "с нуля".

В эти годы в Германии стартует государственная программа подготовки имамов, которая будет осуществляться четырьмя университетами страны. На Британских островах процесс обучения имамов охватил как государственный, так и частный сектор образования. Сделаны большие шаги в этом направлении в Швеции и Норвегии.

Одним словом, можно смело утверждать, что европейские страны ведут активную деятельность по созданию мусульманских учебных заведений, необходимость которых продиктована временем.

Какая форма обучения имамов будет в Финляндии?

К сожалению, мы пока не дошли до решения этого вопроса. Мы предполагаем несколько возможных вариантов. Это может быть исламский институт под каким либо университетом, возможно, это будет отдельное учебное заведение. То есть форма ВУЗа пока находится в разработке. Конечно, деятельность нужно начинать с чего-то, поэтому мы считаем возможным начать с курсов повышения квалификации в Хельсинском университете для действующих имамов Финляндии.

Курсы могут включать в себя как религиозные науки, так и светские, такие как финский язык, история Финляндии, финская культура, финское законодательство, педагогика, социология, основы психологии и др.

Какова роль российского опыта мусульманского образования, по вашему мнению?

На территории России работают сотни имамов, окончивших обучение в мусульманских странах, которые добросовестно служат российской мусульманской умме. Однако эти имамы выходцы из России, они россияне. В Финляндию же приезжают иностранцы, в этом есть существенная разница. Обученный в России имам это не только работник мечети, но и преподаватель в медресе и мектебе, это и социальный работник, это человек, работающий с представителями разных социальных слоев российского общества. Поэтому подготовленный в России имам как никто другой глубинно понимает все особенности российской действительности. Этими словами я никак не хочу принизить достоинство имамов, получивших образование за рубежом.

Российские студенты мусульманских ВУЗов имеют прекрасную возможность общаться не только с мусульманскими преподавателями, которые составляют основу мусульманского просвещения, но и с преподавателями светских наук, общаясь с которыми они глубже понимают проблемы российского общества. Этот опыт, я считаю уникальным для Финляндии. Думаю, что мусульманское образование в Финляндии направится именно по этому вектору развития.

Какой следующий шаг работы вашего комитета?

В скором времени мы завершим обработку анкет мусульманских лидеров страны, что даст нам четкую картину современного состояния мусульманского сообщества Финляндии. Затем начнем формировать непосредственно модель учебного заведения, преподавательского состава, учебных программ. Нам необходимо задуматься и над трудоустройством будущих мусульманских священнослужителей, оплаты их труда.

Другими словами нас ждет долгая и кропотливая работа по решению множества проблем.

Исламский портал по материалам muslim.ru 

На фото: слева направо Иман Лескинен (секретарь Мусульманской лиги Финляндии), Абдул Куддус Хан (председатель ассоциации мусульманских общин), Анас Хаджар (председатель Мусульманского совета Финляндии), Еско Кяхкинен (преподаватель коллежда Диакониа), Рамиль хазрат Беляев и Пиа Ярди.


Возврат к списку