Исламские новости

Действительно ли  сирийцы хотят исламского государства? 11 Февраля 2013

Действительно ли сирийцы хотят исламского государства?

Популярность пропагандирующей джихад салафитской группировки Джабхат аль-Нусра (Фронт освобождения Леванта Аль-Нусра), сражающейся в рядах сирийской оппозиции, растет. Как только группировка была объявлена Вашингтоном «террористической организацией» в декабре прошлого года тысячи людей вышли на демонстрации в Идлибе, Алеппо и Дамаске, превознося мужество Аль-Нусры и ее героическую борьбу за освобождение страны от Асада. Такая поддержка народа – самое ужасное для Запада, так как Аль-Нусра хочет установить исламский халифат в Сирии и прибегает к тактике Аль-Каиде для реализации своих целей.

Проблема, следовательно, в том, как Аль-Нусра получает такую поддержку, восхищение и даже легитимность. Хотят ли сирийцы исламское государство? Если мы предположим это, то переоценим связь между краткосрочной потребностью сирийцев в героическом освободителе и готовности следовать за такими радикальными элементами в мирное время. Популярность Джабхат Аль-Нусры основывается на том, что проводя эффективные военные операции против режима, группировка отвечает основным потребностям гражданского населения. Но это не означает, что их идеологические цели разделяют большинство граждан Сирии, которые хотят скорейшего завершения этого кровавого конфликта. Популярность резких высказываний только временная. Есть много моментов, которые следует учитывать, чтобы понять, чем призывы пропагандирующей джихад Аль-Нусры привлекают приверженцев умеренной исламской мысли - якобы господствующей политической идеологии среди сирийских суннитов.

Прежде всего, Джабхат Аль-Нусра является одной из немногих сил, которые почти полностью состоят из сирийцев, за исключением ее отделения в Дамаске. Группа делает акцент на независимости и качестве, а не количестве: она насчитывает почти 6000 единиц без необходимости прибегать к «труду» иностранцев, в отличие от умеренных Сукур аш-Шам (لواء صقور الشام) и Бригады Единобожия (كتائب التوحيد), которые стремятся собрать армию в 40000 бойцов. Это улучшает имидж Аль-Нусры в глазах народа, создавая впечатление, что Аль-Нусра не служит каким-либо иностранным интересам и ведет борьбу исключительно для сирийцев. Чувство независимости очень важно, так как сирийцы уже отказались от надежды на иностранное вмешательство ради их спасения.

Во-вторых, популярность Аль-Нусры основывается на военной эффективности и общественном аспекте ее "протокола". Особенно в индустриально более развитых районах Алеппо растет разочарование населения в связи с нехваткой воды, хлеба и нарушением работы местных предприятий. Существует недостаток доверия к Свободной сирийской армии (FSA), которая управляют освобожденными районами в мафиозном стиле, а ее бойцам не хватает дисциплины, и они не гнушаются нападениями на мирное население.

Все это составляет разительный контраст с Джабхат Аль-Нусрой. Ведя боевые действия, ее бойцы избегают убийств гражданских лиц. Как отмечено на многих видео, они не преследуют военные подразделения Асада, как только  вытесняют их из какого-то региона: как только армия отступает, Аль-Нусра приостанавливает операцию, чтобы не разрушить дома, рынки и местные предприятия, осознавая, что после этого она будет нести ответственность за обеспечение населения. Кроме того, Аль-Нусра имеет «экспертов» по гуманитарным вопросам, которые занимаются проблемами нехватки воды и пищи. В нескольких деревнях на севере страны, граничащих с Турцией, в соответствии с шариатом были наказаны пекари, которые поднимали цены на хлеб. Самое главное, эти социально-ориентированные бойцы следуют добровольному "кодекс поведения", который не терпит никаких нарушений при обращении с населением и не допускает грабеж. Короче говоря, популярность Аль-Нусры основывается на ее способности эффективно взять на себя управление в освобожденных от власти Асада районах.

Наконец, существуют экономические соображения. Многие бойцы из идеологически параллельных групп, таких как Ахрар Аль-Шам, как правило, переходят в Аль-Нусру по той простой причине, что она лучше оснащена в военном отношении и обеспечивает защиту и финансовую поддержку для семей тех, кто сражается в ее рядах. Идеология здесь не главное. Большинство бойцов, которые размахивают флагом умеренного исламизма и джихад-салафизма, что не особо разнится содержанию, родом из сельской местности. Эти бойцы довольно свободно интерпретируют и имеют поверхностные знания об этих понятиях и борются за общую идею "прав мусульман". Приверженцев воинственного джихада формируют их лидеры, но по отношению к «рабочим» членам группировок это не действует: рядовые бойцы обычно даже не знают своего начальства вне клетки, к которой они принадлежат.

В конце концов, означает ли популярность приверженцев джихада, что сирийцы хотят исламского халифата? Нет достаточных доказательств, чтобы ответить положительно на этот вопрос. Такой радикальной идеологии не удается распространиться за пределы своей крепости на северо-западе. Помимо упомянутых выше факторов, есть и исторические причины для этого.

Под влиянием расслоения сирийского общества, «Братья-мусульмане» здесь резко разделились в 1972 году по идеологическим предпочтениям: если крыло Алеппо-Хама против любого диалога со светской властью, представленной партией БААС, крыло в Дамаске «открыто» для такого диалога. Помимо идеологии, многие земельные реформы баасистов открыто привели к массовой экспроприации земли, полностью были отчуждены огромные землевладения в мухафаза Алеппо. Эти факторы, в числе многих других, радикализировали северо-запад, который считается социально и экономически более консервативными, чем остальные регионы страны.

В интервью Аль-Джазире после успешной операции по захвату аэропорта Тафтаназ и его окрестностей, один из командиров Аль-Нусра сказал: "Эти земли должны быть возвращены крестьянам и фермерам, у которых Асад их украл у, а не Свободной армии Сирии", сигнализируя о том, что правый популизм может легко заручиться здесь поддержкой со стороны умеренных.

В заключение хочу отметить, что поддержка населением Джабхат аль-Нусры раскрывает глубокую социальную пропасть, разделяющую сирийцев. Элита и высший класс пришли к выводу, что это  восстание преследует интересы сельского населения и несет мало выгоды им. Для военных гуманитарная помощь и устойчивые каналы поставок стали важнее идеологии. Все это, в конечном счете, в пользу джихадистов, которым не приходится ждать приказов или денег из иностранных источников.

В то же время, все это не обязательно означает, что сирийцы хотят реализовать демократию западного образца. Скорее существует целый спектр идеологий от победившего в демократических выборах исламизма в Египте до концепции саляфитов, согласно которой люди не имеют права управлять даже собой. Пока международное сообщество не может нарисовать четкую картину того, кто и за что борется в Сирии, и все его действия основываются на толерантности и оптимистическом предположении, что в будущем сирийцы отдадут предпочтение либеральной демократии. Любезность Джабхат Аль-Нусры.

Gian Marco Liuni

Источник: www.yourmiddleeast.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку


Guest, 11.02.2013 10:09:25
На фото явно не сирийцы, а афганцы, пакистанцы или бангладешцы )