Исламские новости

Либеральная светскость выгодна для религии 28 Мая 2013

Либеральная светскость выгодна для религии

Запрет платка в Турции – это плод понимания светскости власть предержащими, не признающими свободу вероисповедания. Но это только одна сторона медали. Другая же сторона заключается в том, что безукоснительное следование принципу истинной светскости не только не опасно для религии, но даже выгодно для нее.

Под «истинной светскостью» я имею в виду либеральную. Самый лучший пример такой светскости – США. Если светскость во Франции имеет целью «защитить государство от религии», то в США – «защитить религию от государства». В американской Конституции пункт, регулирующий принцип светскости, гласит: «Конгресс не может издавать законы, навязывающие религию или же препятствующие религиозной свободе». Очевидно, что вторая часть этого пункта защищает религию. Но, по сути дела, для религии выгодна и первая часть.

Почему? А потому, что покровительство со стороны государства для какой-то религии далеко не выгодно для нее.

Американский социолог и религиовед Родни Старк делает интересные сравнения: американское общество гораздо религиознее европейского. Например, если в США 90% людей утверждают, что верят в Бога, в таких странах Северной Европы, как Дания, Финляндия верующими называют себя даже меньше 50% населения. Также, если обратится к таким показателям, как посещаемость церквей, выполнение молитв, то между американским и европейским обществами существует целая пропасть.

Самый интересный момент заключается в том, что если США – светское по определению государство, европейские страны не таковы. В большинстве из них существует поддерживаемая со стороны государства «официальная церковь».

Согласно Родни Старку, высокая степень секуляризации европейских государств, т.е. отхождение их от религии, и связана с наличием этой «официальной церкви». Институт «официальной церкви», финансируемый государством, по той причине, что управляется «чиновничьим сознанием», стал бездушным и пришел в состояние стагнации. В США же так как церкви и другие религиозные институты не получают никакой поддержки от государства, они вынуждены сами прилагать усилия, чтобы успешно развиваться. Это вынуждает их стараться быть более привлекательными и творческими. Профессор Старк говорит об этом: «религия ‘на общественных началах’ успешнее ‘официальной’ религии». Он даже связывает это с логикой «свободного рынка», уподобляет разницу между ними разнице между громоздкими «государственными предприятиями» и проворными «частными».

Похожие процессы наблюдаются и в Турции. Можно утверждать, что в нашей стране в деле приобщения людей к религиозным ценностям влияние таких общественных организаций, как нурсисты, приверженцы Фатхуллы Гюлена гораздо ощутимее, чем влияние официального Управления по делам религии. (Пользуясь случаем, хочу отметить, мне кажется невозможным и нецелесообразным упразднение Управления по делам религии в ближайшее время. Но если учитывать долгосрочные перспективы, это вполне возможно. Надо позволить проявлять большую активность «религии на общественных началах».)

Худший вариант «официальной религии» - это, конечно же, «религия, поддерживаемая со стороны государства». Подобно тому, как это происходит в Саудовской Аравии и Иране. Интересно то, что хотя эти деспотические режимы и действуют во имя религии, в своей сути, они наносят вере непоправимый ущерб. Ведь силовыми методами можно выработать не искреннюю религиозность, а лицемерие. Не случайно женщины, которых Рийад насильно заставляет носить никабы, оказавшись в Лондоне надевают самые декольтированные наряды и спешат в бары.

Политические исламисты, категорически утверждающие, что «в Исламе религия и государство нераздельны», упускают все это из вида. Они стараются создать некую модель для современного мира, опираясь на практику эпохи нашего Пророка (с.а.в.). Между тем, с тех пор и государство, и общество претерпели существенные изменения.

В наше время же следует требовать от государства не религию, а свободу. Пусть государство не мешает «религии на общественных началах», хватит.

Мустафа Акйол

Источник: http://gundemmaddesi.blogcu.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку