Исламские новости

Биляли Мухаммад – первый американский мусульманский ученый 1 Апреля 2014

Биляли Мухаммад – первый американский мусульманский ученый

Среди сегодняшней американской мусульманской общины бытует заблуждение, согласно которому Ислам существует в Америке менее 100 лет. Многие американские мусульмане являются детьми иммигрантов, переселившихся в Соединенные Штаты из стран Ближнего Востока и Южной Азии в середине девятнадцатого века, поэтому ошибочно полагают, что первыми мусульманами в Америке были их родители. Однако, на самом деле, Ислам появился на территории Америки гораздо раньше. Помимо возможных доколумбских мусульманских исследователей из Андалусии и Западной Африки, Ислам добрался до берегов Америки на волне работорговли, осуществляемой через Атлантику с шестнадцатого по девятнадцатый века. Несмотря на то, что в Америку в то время прибыли сотни тысяч рабов, сохранились и дошли до нас сегодня лишь истории немногих. Одной из таких живучих и необычных историй является история о жизни Биляли Мухаммада.

Работорговля

Когда в 16-м веке европейские страны начали колонизацию Нового Света, появился спрос на дешевую рабочую силу. Плантации, рудники и фермы по всей южной и северной Америке нуждались в рабочей силе, поскольку коренное население Нового Света оказалось для этого непригодным из-за отсутствия иммунитета к европейским заболеваниям. Это привело к тому, что такие европейские державы как Англия, Франция, Португалия и Испания обратили свои взоры в сторону Африки, который мог стать для них источником рабского труда, который они могли эксплуатировать.

Таким образом, европейские работорговцы начали прибывать в африканские порты с целью покупки рабов. Как правило, европейцы сами не занимались поиском рабов. Вместо этого, они платили местным правителям за то, чтобы последние воевали с другими африканскими государствами, брали в плен их воинов и продавали им в качестве рабов для работы в Америке. Африканским правителям обычно платили оружием, что способствовало еще большему укоренению насилия и порабощения. Данная система препятствовала политическому и социально-экономическому развитию Африки, а результаты этого геноцида заметны в Африке и сегодня.

По разным оценкам, более 12 миллионов африканцев были насильно проданы в рабство в Америку. При этом около 20% из них умерли во время перевозки через Атлантику, известной как «Срединный переход». Так как большая часть работорговли было сосредоточена в Западной Африке, большое количество из тех рабов, несомненно, были мусульманами. Расположенные в саваннах Королевства Мали и Сонгай уже давно являлись центрами исламской цивилизации в Западной Африке, и в этом регионе существовало огромное мусульманское население.

AmericanMuslim.img_assist_custom-1.jpg

Биляли Мухаммад

Одним из многочисленных мусульманских рабов, отправленных в Америку, был Биляли Мухаммад.  Он происходил из племени Фульбе, родился около 1770 года в городе Тимбо (современная Гвинея) в семье образованных людей. Получил хорошее образование в Африке еще до того, как был захвачен в плен и стал рабом в конце 18-го века. Наряду с арабским языком, он свободно владел языком фула, и обладал хорошими знаниями в области исламоведения, включая знания по хадисам, Шариату и Тафсиру. Нет сведений о том, как он попал в плен, однако известно, что первоначально он был доставлен на островную плантацию в Карибском море, а в 1802 году он прибыл на остров Сапело, располагавшийся в сторону от штата Джорджия на юге Соединенных Штатов.

На острове Сапело, к счастью для Биляли, его рабовладельцем оказался человек по имени Томас Сполдинг. В то время как рабы во всей южной части штатов существовали в ужасных условиях, были вынуждены работать в течение всего дня и были полностью лишены таких предметов первой необходимости как одежда и кров, Сполдинг предоставил свои рабам определенные свободы, которых больше нигде не было. Он не заставлял своих рабов работать более шести часов в день, не имел белых надсмотрщиков, и даже разрешал рабам-мусульманам открыто исповедовать свою религию, что в то время было большой редкостью для полностью христианского Юга. Биляли даже разрешили построить на плантации небольшую мечеть, которая, очень возможно, стала первой мечетью в Северной Америке.

Благодаря относительно высокому уровню образования, Биляли сумел завоевать авторитет среди сообщества рабов, и хозяином ему было доверено управление большей частью плантации и несколькими сотнями рабов. Пожалуй, наиболее ярко лидерство и надежность Биляли Мухаммада проявились во время войны 1812 года между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством. Известно, что Сполдинг, опасаясь нападения со стороны британцев, покинул плантацию вместе со своей семьей, доверив Биляли защиту плантации. Для защиты острова он даже предоставил Биляли 80 мушкетов, которые были распределены между мусульманами плантации. Биляли остался верен своему слову и управлял плантацией в отсутствие ее владельца и передал управление Сполдингу после войны. Тот факт, что рабовладелец доверял своим рабам настолько, что предоставил им контроль над плантацией и оружие, свидетельствует о личных качествах и надежности Биляли Мухаммеда.

Рукопись Биляли

Будучи образованным мусульманином из Западной Африки, Биляли, несомненно, сумел использовать свои знания по исламу и в Америке. Об этом свидетельствует написанная им рукопись объемом тринадцать страниц, которую он преподнес в качестве дара писателю Юга Френсису Роберту Гулдингу до своей смерти в 1857 году. Рукопись была написана на арабском языке, поэтому на протяжении десятилетий оставалась недоступной для большинства американцев. В итоге в 1931 году эта рукопись, которую в то время общественность считала дневником Биляли, оказалась в государственной библиотеки Джорджии, где были предприняты попытки ее расшифровать.

unnamed.jpg

После нескольких лет усилий, предпринятых совместно с многочисленными учеными, включая даже специалистов аль-Азхара в Египте, ученым, наконец, удалось расшифровать рукопись. Выяснилось, что на самом деле этот документ вовсе не являлся дневником, а представлял собой копию отрывков из трактата об исламском праве по маликитскому мазхабу, написанного мусульманским правоведом (факихом) Ибн Абу Зайд аль-Кайравани в 10-м веке в Тунисе. Трактат Ибн Абу Зайда был частью юридической практики Западной Африки и был широко распространен на родине Биляли в 18-м веке, когда он еще был студентом. Когда он в качестве раба прибыл в Америку, у него с собой, конечно, не было никаких личных вещей. Поэтому копия Трактата была им полностью написана по памяти спустя десятилетия после того, как он изучал ее в Западной Африке. Этот факт демонстрирует уровень образования в Западной Африке, несмотря на то, что этот регион был разорен трансатлантической работорговлей.

Таким образом, этот документ Биляли можно рассматрвать в качестве первой книги по исламскому фикху в истории Соединенных Штатов. Несмотря на то, что в Соединенных Штатах в девятнадцатом веке в среде афро-американской общины наблюдался процесс постепенного вымирания ислама, очень важно вспомнить и по достоинству оценить истории о жизнях первых американских мусульман. Их было сотни тысяч и, несмотря на практически непреодолимые трудности, они изо всех сил старались сохранить свое исламское наследие, находясь под гнетом рабства. История, повествующая о жизни Биляли Мухаммада, является прекрасным примером усилий, предпринятых ранней американской мусульманской общиной, которая могла бы вдохновить современных американских мусульман независимо от того, африканского они происхождения или нет.

 

Библиография:

Диуф Сильвэйн А. Слуги Аллаха: Африканские мусульмане, порабощенные в Америке. Нью-Йорк : Нью-Йорк АП, 1998.

Дёркс Джеральд. Мусульмане в истории Америки: Забытое Наследие. Белтсвилл, Мэриленд: Амана Пабликейшнз, 2006 .

Перевод Азата Хурматуллина специально для Исламского портала


Возврат к списку