Исламские новости
Общество показухи и рекламы
Техногенная эпоха, в которую мы живаем, оказывает глубокое влияние на нас. Технологии связи сопутствуют нам во всех сферах и в каждый миг нашей жизни, и что еще важнее, они меняют и формируют нас. Используемые нами «средства» связи устанавливают новые смыслы и ценности большинству наших целей и стремлений. Средства связи, созданные для того, чтобы доставить сообщение из одной точки в другую, сами начинают прямо или косвенно влиять на поведение и цели человека. Самым простым примером может служить сотовый телефон. Если говорить кратко, то мы живем в эпоху, когда средства определяют наши цели.
Каждый человек в той или иной степени может быть склонен к показухе. Эта особенность заложена в самой природе человека. Хотя допустимо все качества человека называть «естественными», но знать меру в этом, избегать чрезмерности и не привлекать к этому внимания может стать «вопросом воспитанности». И нацеливающая нас на получение удовольствия и насыщенная скоростью эпоха через телевизор и интернет побуждает нас больше потреблять, покупать новые вещи, приобретать лучшее, одним словом, быть «homo economicus» - «человеком экономическим». Общим названием этих призывов, наверно, является реклама. Как наше время наполнено интернетом, социальными сетями и телевизором, так же и по пальцам можно пересчитать моменты, которые мы проводим без рекламы. Это положение можно назвать одной из болезней связи современной эпохи. Эта болезнь заставляет человека под воздействием рекламы больше потреблять. Человек, больше потребляющий, своими приобретенными вещами, воздействует на других людей, порождая своеобразное соревнование. Так и возникает общество показухи, которому еще не придумали название…
Связь потребления и рекламы
Во всем мире сектор рекламы – это огромное поле деятельности, в котором вращаются миллиарды долларов. В этой сфере найдутся пути для рекламы любой продукции, способной вызвать интерес человека. Производители нуждаются в рекламе, чтобы донести свою продукцию до большего числа людей. Рекламщики, взяв продукцию, облачают ее в какую-то идею, сотнями методов донося ее до масс. Эти идеи обращаются не только к нашему зрению и слуху, но и подсознанию. Мне же кажется, что потребление и счастье обратно пропорциональны друг другу – чем больше потребляет человек, тем менее он счастлив. Реклама же убеждает нас в обратном: потребляйте, так вы станете счастливее!
Человек, так зависимый от среды, под тяжелым обстрелом рекламы, таким образом, превращается в заложника эпохи потребления, начинает потреблять сверх своих потребностей и со временем становится представителем эпохи показухи. Кто-то бывает менее подвержен этому вирусу, а кто-то подчиняет ему всю свою жизнь. Может, правильнее назвать все это просто показухой, ибо каждый представитель эпохи показухи показывает некое шоу, не осознавая этого. Шоу своей одеждой, часами, машиной, рестораном, который посещает, подарками, которые дарит друзьям и т.п. Это, вроде бы не колдовство, но это влияет на других людей и вызывает у них аппетит к потреблению. К сожалению, эта спираль каждый миг поддерживается тяжелым рекламным обстрелом и порождает общество показухи. В этом обществе показухи на рекламу возложена функция дров, поддерживающих огонь потребления.
Радио и телевизор были в наших домах и раньше, сегодня же к ним присоединилось еще одно очень важное и действенное средство – компьютер. Интернет из вашего дома свяжет вас с любым уголком мира. В отличие от традиционных средств связи устройства, соединяющие нас с интернетом (смартфоны, планшеты и подобные им) вне зависимости от времени и места каждый миг и в любом месте могут связать нас со всем миром. Но это одновременно означает и возникновение совершенно нового и безграничного пространства рекламы и потребления. Сейчас в интернете делают покупки, заказывают еду, находят друзей, одним словом, интернет создает для нас вторую реальность, искусственную реальность.
Человек как «homo economicus»
Суть и корень проблемы в том, как определить человека. Если мы определим человека как существо, в котором «есть как добро, так и зло», но которое способно найти истину с помощью дарованных ему Аллахом разума, совести (виждан) и божественных наставлений, то перед нами престает раб Аллаха, обладающий потенциалом стать совершенным человеком. Но если мы определим человека как некое рациональное существо, которое во всем стремиться найти максимум выгоды для себя, то перед нами престанет индивид, следующий принципу «человек человеку волк». Два этих определения можно в общих чертах представить как точку зрения на человека ислама с одной стороны и Запада – с другой.
Согласно исламу, человек – высшее из творений, поэтому у него есть качества, позволяющие ему вести борьбу с шайтаном и нафсом. Он должен преодолеть испытания этого мира. И преодолевая эти испытания, он может иногда делиться последним куском хлеба с другим, или же для обретения истинного блага совершать поступки, которые внешне кажутся противоречащими его интересам. Такое положение не совсем согласуется с пониманием человека на Западе. Ибо «homo economicus» , прежде всего, рационален: он знает, что 2 больше 1, и всегда отдает предпочтение 2. Эта приверженность рационализму и является источником как дикого, так и цивилизованного капитализма. Рациональный человек, и расходуя средства, и накапливая капитал, занимается, по сути, приобретением чего-то большего, чем он обладал, в этом мире. Ведь это его слабость, и как каждый, кто отдает предпочтение своим слабостям перед своими принципами, он обречен на потери. Между тем человек, который отдает предпочтение своим принципам перед своими слабостями, в случае необходимости борется со своими слабостями во имя своих принципов.
Вопрос о том, какие качества человека называть определяющими его сущность, прямо связан с определением того, какие его потребности считать основными. Если человек является «homo economicus», то так как его рационализм каждый раз будет побуждать его приобретать все более и более лучшее, он оказывается в спирали потребления, из которой нет выхода. Если же человек – это существо, обладающее потенциалом превращения в совершенного человека, то тогда исламский рационализм, начинающийся с воспитанием им своего нафса, превратит его в уравновешенного раба Аллаха. Подумаем же над таким вопросом: на какой тип человека окажет большее влияние обстрел рекламы и потребления, которому мы подвергаемся ежеминутно, и какой тип человека более открыт для такого воздействия?
Общество показухи
Другое название нашей эпохи, может быть, «эпоха огласки». Мы живем в такое время, когда понятие интимного исчезает, все предают огласке всё и даже соревнуются в этом. Если появление телевидения было предвестником этой эпохи, то появление интернета ознаменовало ее начало. Особенно, социальные сети, определяющие развитие связи в последнее время, подняли эту жажду предать огласке на небывалую высоту. Люди в своих домах, лишенных социальными сетями интимности, озадачились вопросом, что они, еще больше потребляя, могут показать другим людям, что могут продемонстрировать. Это и есть общество показухи. И не следует думать, что речь идет только о нашем обществе – по сути, мы говорим о глобализации этого процесса, который оказывает влияние на разные дома во всем мире, глобализируя капитализм.
Мы, мусульмане, следуем принципу: «Самое большое богатство – удовлетворенность», и этот процесс глобализации является для нас экзаменом. Страсть к потреблению у нас не меньше, чем у многих западных обществ. Мы имеем искаженные представления о том, что нам действительно нужно, уже слабо понимая, до такой степени наше потребление обосновано, а за какой чертой начинается расточительство. Все это, несомненно, делает нас слабее, мы получаем больше ран от обстрела рекламы и потребления и теряем кровь. Когда мы превращаемся в общество потребления, наше мусульманское сознание искажается. Но нельзя, конечно, все представлять только в черных красках. Те ценности, которые делают нас нами, в те мгновения, когда мы слабеем, спешат к нам на помощь и держат нас за руки. Эти ценности напоминают нам о том, что надо быть щедрым, помогать друг другу, быть терпеливым, избегать показухи. Противостоя основанной на рационализме западной рыночной экономике, исламское сознание учит нас экономике правильной, объясняет, что 2 не всегда больше 1. Это сознание призывает нас следовать замечательному рационализму нашего Пророка, который делил мясо жертвенного животного на три части, одну часть оставлял своей семье и говорил: «Это и есть наша доля».
Одной из особенностей XXI века, эпохи развитых технологий и интернета, является потребление. А главной мотивацией потребления является не только удовлетворение своего нафса, но и демонстрация другим своего благополучия. Если часы на руках служат нам не только для того, чтобы показывать время, но и для демонстрации другим людям их марки, значит, проблема существует. Несомненно, мусульмане должны для удовлетворения своих потребностей пользоваться самыми лучшими товарами. Но эта естественная страсть потреблять не должна становится влиятельнее наших принципов, в противном случае, эта страсть победит нас. Поэтому главное для нас – не терять баланс. А баланс заключается в четком осознании того, какое потребление и в какой мере является обоснованным. Если мы потеряем этот баланс, то можем превратиться в ненасытных потребителей своей эпохи.
Что ж, добро пожаловать на экзамен…
Хакан Чопур
Источник: Журнал «Diyanet», 12/2003.
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для