Исламские новости

Исламский энвайронментализм или призыв к Эко-Джихаду 30 Июня 2014

Исламский энвайронментализм или призыв к Эко-Джихаду

Автор – Моника Збиди










Начиная с конца 1960-х годов, постепенно и незаметно для большинства мусульман, мусульманские интеллектуалы и ученые занимались разработкой исламской экологической теологии. Их цель заключалась в изучении принципов, обеспечивающих защиту окружающей среды - устойчивости, защиты животных и биологического разнообразия с точки зрения их совместимости с исламом.

Изменение климата и глобальные экологические проблемы заставили людей не просто задуматься о своей позиции по отношению к окружающей среде, но также призвали их к выработке стратегии по сохранению нашей планеты, в том числе и с целью защиты среды обитания человека. Именно поэтому многие религиозные сообщества начали обращать внимание на то, как с точки зрения их собственной религии должна решаться проблема охраны окружающей среды.

В 1967 году историк Линн Уайт младший выдвинул спорную теорию о происхождении экологического кризиса, согласно которой его корни лежат в монотеистических религиях. Реакция на это обвинение со стороны религиозных кругов привела к появлению нового «экотеологического» дискурса. Несмотря на то, что Уайт в своих трудах писал главным образом о христианстве и иудаизме, реакция на такое мнение и трактовку экологического кризиса побудило мусульман также обратить свое внимание на проблемы экологии.

Исламское экотеологическое движение, включающее в себя исламскую экологическую философию, основанный на Шариате свод экологических правовых норм и исламскую активистскую деятельность в сфере экологии, было основано мусульманскими учеными, многие из которых родились и выросли в преимущественно мусульманской стране, а затем переехали и до сих пор живут на Западе. Противостояние экологическим проблемам вынудило их сосредоточиться на позиции их собственной религии в рамках данного дискурса. С тех пор экологический дискурс в рамках ислама распространился и был использован в деятельности мусульманских организаций и инициатив по всему миру.


Деятельность и бездействие экоислама

«Кампания «Зеленая проповедь (хутба)», «Зеленый путеводитель» по Хаджу», «Зеленый путеводитель мусульманина по уменьшению изменений климата», «Зеленый» Рамадан», «Кампания «Чистая Медина» - по названиям этих инициатив, проектов и кампаний видно, что их внимание сосредоточено на взаимосвязи ислама с природой. Термины «зеленый Ислам» или «эко-Ислам» (последний преимущественно используется в англоязычном мире) в последние годы стали брендами этого современного движения.

Однако это не означает, что сторонники этого движения пропагандируют так называемую «свою» версию ислама -  скорее данный термин указывает на уважение, с которым они относятся к окружающей среде как к Божьему творению, а также на попытку восприятия экологически устойчивого образа жизни как неотъемлемой составляющей каждого мусульманина.  Одна из целей этого движения -  объяснить мусульманам потенциал ислама.

Важные исламские события и даты в исламском календаре идеально подходят для продвижения этих взглядов. Например, месяц поста Рамадан, считающийся месяцем созерцания и медитации. Поскольку во время Рамадана мусульмане воздерживаются от еды и питья в светлое время суток (начиная от восхода солнца и до его заката), многие семьи устраивают большие праздничные ужины, а это значит, что большое количество еды в итоге просто выбрасывается. В последние годы в блогах было опубликовано много статей, посвященных теме Ислама и экологии (например, на сайтах www.theecomuslim.com или www.khaleafa.com), в преддверии Рамадана и в течение месяца поста призывающих к «зеленому Рамадану» и к экологически устойчивому и приемлемому поведению. В западном контексте это означает, например, употребление продуктов, приобретенных в результате справедливой торговли, выращивание собственных фруктов и овощей или, если вышеперечисленное невозможно, приобретение местных продуктов и экономное использование воды при совершении омовения перед молитвами.

Хадж.jpg

Фотография Хаджа. Связь Ислама с природой: Хадж предоставляет исламским экологическим организациям и блогам обратиться к религиозному, а через него и к экологическому сознанию людей.

Хадж (паломничество в Мекку) и два самых главных праздника в  Исламе - праздник жертвоприношения, отмечаемый в конце паломничества в Мекку и праздник Разговения - предоставляют исламским экологическим организациям возможность обратиться к религиозному, а посредством последнего и к экологическому сознанию людей.

"Кампания зеленой проповеди (хутбы)" была основана Муазом Насиром по случаю международного Дня Земли 2012 года. Специально для этой кампании была подготовлена образцовая пятничная проповедь, посвященная окружающей среде. Данная проповедь была поддержана более чем 75 имамами и организациями в Северной Америке. Целью данного мероприятия было организовать в мечетях и исламских учреждениях пятничные проповеди, приуроченные ко Дню Земли для повышения осведомленности населения об экологических вызовах, стоящих перед человечеством. Муаз Насир является мусульманским активистом-экологом из Канады, который живет в Торонто и ведет очень активную деятельность в области охраны окружающей среды.

Принцип руководства (хиляфа), которым Бог наделил человечество, является вдохновением для блога Муаз Насира, расположенного по адресу www.khaleafa.com. В своем блоге он устанавливает связь между канадским и мусульманским
cамосознаниями, оба из которых, по его мнению, имеют тесную связь с природой. Он использует важные экологические события для размышления о мире с точки зрения ислама. Примеры включают вышеупомянутый День Земли, а также Международную неделю опылителя, которая вдохновила его написать о роли пчел в исламе. Он также использовал Неделю снижения отходов в Канаде для обоснования актуальности для ислама проблемы отказа от отходов.

Британский Альянс религий и окружающей среды (АRC) поручил Global One 2015 и EcoMuslim подготовить Зеленый путеводитель по хаджу, который был издан в 2011 году. Целью данного руководства было изменение экологического поведения мусульман, в частности, во время хаджа. Паломники во время хаджа находятся в священном состоянии, которое запрещает им охотиться, убивать животных, а также рубить деревья или уничтожать растения. Учитывая тот факт, что паломничество (хадж) в Мекку является пятым столпом ислама и около 2,5 миллиона паломников ежегодно совершающих хадж обычно возвращаются домой с благой целью еще более строго соблюдать религиозные предписания, это событие идеально подходит для обращения к паломникам с призывом к ведению экологически устойчивого, направленного на заботу о природе образа жизни.

Руководство содержит предисловие верховного муфтия Египта Али Гомаа, а также множество советов и идей: например, как использовать только экологически чистые продукты и услуги во время хаджа, как сократить отходы и потребление во время паломничества, и как продолжать вести экологически устойчивый образ жизни после паломничества. Паломники не должны путешествовать на самолете. Если это невозможно, они должны сделать пожертвование в экологический проект в целях компенсации за вред от углекислого газа, выработанного во время их пути к месту назначения. Зеленый путеводитель по хаджу также призывает паломников не использовать пластиковые бутылки, пользоваться общественным транспортом, таким как метро города Мекки ​​и совершить паломничество только раз в жизни, как требует от них религия.


Зеленый путеводитель мусульманина

Другой брошюрой, изданной в 2008 году британской организацией Life Makers (учредитель - Амр Халед) и основанной в Бирмингеме исламским фондом экологии и наук об окружающей среде (IFEES) является Зеленый путеводитель мусульманина по уменьшению климатических изменений. Эта брошюра содержит практические инструкции для мусульман о том, как бороться с проблемой изменения климата. Советы на каждый день по таким вопросам как экономия энергии при приготовлении пищи или стирке, переработка отходов, пользование общественным транспортом или велосипедом сопровождаются цитатами из Корана. Данное руководство объясняет, почему мусульмане должны принимать меры по этой проблеме и показывает, что охрана окружающей среды является одной из важнейших в исламе.

Еще одной кампанией, проводимой IFEES, была «Кампания чистая Медина», которая также была инициирована в Бирмингеме в 2008 году. Кампания проходила под лозунгом «Это фильм! Это кампания! Это джихад!». Мусульмане снимали себя на видео подметающими и убирающими улицы вместе с единоверцами с целью мотивирования других мусульман организовать аналогичные мероприятия в своих городах. IFEES считается прародителем всех исламских экологических организаций. Она была основана Фазлуном Халидом в 1980-х годах и отвечает за реализацию множества местных и международных проектов. Основатель организации Халид родился и вырос в Шри-Ланке, с 1953 года проживает в Англии. Он считается одним из основоположников эко-Ислама. Его отличительная черта заключается в том, что он является одновременно и мусульманским экотеологом, и активистом-экологом.

В настоящее время проводится большое количество международных мероприятий, подобных описанным здесь, а Интернет все чаще используется в качестве среды для распространения идей и подходов, а также в целях обеспечения контактов между мусульманскими активистами. Помимо информационных сайтов, существуют также блоги, многочисленные страницы и группы в Фэйсбуке, руководимые и используемые людьми из самых разных стран. Эти сайты и группы используются для обсуждения экологических тем с привлечением статей, видео и ссылок.

Вот почему А.М. Швенке, подражая Оливье Руа, говорит о «глобализации эко-Ислама». На вышеупомянутом блоге www.theecomuslim.com, который ведется молодой британской женщиной Зауфишан Икбал, темы варьируются от экологически чистых халяль продуктов питания (в том числе рецептов), этнической моды и эко-мечетей до обзоров книг по экологической тематике и докладов по национальным и международным событиям. ЕЕ блог содержит подзаголовок под названием «Новости экоджихада и окружающей среды, халяльный и безвредный для экологии образ жизни из Великобритании». Когда она говорит о так называемом «эко-джихаде», она играет на западных ассоциациях термина «джихад», пропагандируя борьбу за чистую окружающую среду.

Основы экологического поведения с точки зрения Ислама

Отцом-основателем исламской экотеологии является философ иранского происхождения Сейед Хосейн Наср, который в 1967 году написал книгу «Человек и природа: духовный кризис современного человека». В этой книге он изложил идеи, которые можно назвать передовыми для своего времени. Исламская экологическая этика основана на Коране и хадисах. Согласно этой интерпретации, сохранение природы и живых существ - в частности, флоры, фауны и воды - одно из самых важных обязательств мусульманина. Вода играет очень важную роль в исламе, поскольку считается источником и основой жизни. Также она имеет большое значение для мусульманского ритуального омовения. Существует много высказываний, приписываемых пророку Мухаммеду (с.а.в.), которые доказывают, что он призывал людей расходовать воду экономно, а также запретил ее загрязнять.

Высокая уровень загрязненности воздуха в Иране.jpg

Высокий уровень загрязненности в Иране.  В январе 2013 г. высокий уровень загрязненности в Иране вынудил власти страны закрыть школы, детские сады, государственные агентства, банки и офисные здания в провинции Тегерана на несколько дней.

Цель всех творений в этом мире - прославление Бога и все отдельные элементы земли воспринимаются как признаки Бога (по-арабски «аят»). Это означает, что Бог вездесущ, следовательно, Природу необходимо защищать только ради Бога. Кроме того, Природа рассматривается как совокупность взаимодополняющих элементов. Помимо обязанности восхвалять Бога, каждый элемент Природы выполняет определенную роль и несет в себе определенную задачу, обусловленную его творением, что имеет важное значение для существования Земли. Это означает, что все сотворенное в этом мире взаимозависимо.


Животные находятся ниже человека в исламской иерархии созданий, поскольку, в отличие от животных, люди обладают разумом и могут различать между верой и неверием. Как доказано в ряде хадисов, защита животных является очень важной в исламе. Пророк Мухаммед (с.а.в.) особенно любил кошек. Известен случай, когда Пророк, намереваясь встать и совершить молитву, отрезал рукав, не желая будить спавшего на нем котенка.

Растения также играют важную роль в исламе. Они являются пищей как для человека, так и для животных (Сура 80, аяты 24-32), а также нужны людям в качестве источника необходимого им кислорода. Посадка дерева в исламе считается особенно похвальным поступком. Соответственно, существует хадис, в котором говорится, что каждый мусульманин, посадивший дерево, будет вознагражден в будущей жизни за каждое животное или каждого человека, кто вкусит его плоды. В исламском праве есть также учреждения, которые гарантируют сохранность природы на определенных территориях, например, на территориях Харима и Хима - охраняемых зонах, таких как природные заповедники, водные ресурсы, лесистая местность и пастбища которых находятся под защитой.

С точки зрения исламского антропоцентрического взгляда на мир, люди находятся в центре творения, обладая не только определенными правами в соответствии с исламской этикой окружающей среды, но и наложенными на них конкретными обязательствами. Если существует такая вещь, как понятие исламской экологической этики, то она, в первую очередь, основана на различных коранических принципах, которые интерпретируются в контексте экологии. Помимо доктрины умеренности и воздержания и доктрины справедливости (по-арабски «адль»), существует еще шесть наиболее часто цитируемых доктрин, которые способствуют сохранению человеческого поведения в определенных границах:

1. Учение о единстве (таухид): доктрина таухид имеет три уровня смысла в рамках исламской экотеологии. Во-первых, она указывает на монотеистическое единство Бога в противовес многобожию и идолопоклонству доисламского периода. Во-вторых, она означает единство Бога, в отличие от христианского учения о Троице, которое противоречит Корану. В-третьих, она является выражением единства Бога со всеми творениями. Это единство с творениями указывает на тот факт, что все в этом мире является частью творения и связано со всем остальным. Это, в свою очередь, делает весь мир важным, ценным и заслуживающим защиты. Существует также аргумент, согласно которому таухид выражает признание Бога как единственного Господа всех сотворенных существ, что говорит о необходимости уважительного отношения к каждому творению.

2. Учение о сотворении (фитра): в Исламском экологическом дискурсе под Фитрой понимается естественное состояние создания или первоначальная природа вещей. В первую очередь, оно включает в себя естественное состояние человека, выраженное в гармонии с природой. Из этого вытекает обязательство человечества беречь окружающую среду. Фазлун Халид, например, утверждает, что в прошлом люди жили в естественном состоянии фитра и бессознательно руководствовались неписаными законами природы.

Однако, с приходом эпохи индустриализации ситуация изменилась. Учитывая тот факт, что люди в прошлом обладали теми же самыми отрицательными и положительными качествами, которые присущи им и сегодня, их склонность совершать хорошие или плохие поступки исходила из естественного порядка вещей. Например, ранние цивилизации не оставляли после себя никаких вредных веществ, разрушающих ядов или радиоактивных отходов. Это указывает на то, что ответственность человечества на сегодняшний день гораздо выше, чем раньше из-за очень высокой вероятности того, что современные люди могут нанести природе разрушительный вред в огромных масштабах. Одной из целей, таким образом, является восстановление состояния фитра и сохранение Земли.

3. Учение о наместничество (хиляфа): На Земле люди выплняют роль наместников или хранителей (по-арабски «халифа»). Это означает, что Бог возложил на людей ответственность за эту Землю и предоставил ее в их распоряжение. Другими словами, хотя человечество не является владельцем или владыкой Земли – эта роль принадлежит Богу – она, тем не менее, занимает важное место в системе мироздания. Исламское экологическое движение призывает человечество взять на себя роль наместника Аллаха в управлении нашей планетой и прекратить порабощение природы.

4. Учение об ответственности (Амана): Очень тесно связанным с учением о Хиляфа является учение об Амана, которое заключается в выполнении возложенных обязанностей во всех сферах жизни. Речь идет об ответственности, возложенной на человека как на наместника - ответственности, которую человечество получило от Бога. В аятах Корана, которые часто приводятся по этому поводу, описывается, как Бог предложил взять эту ответственность небесам, земле и горам, однако они, испугавшись, отказались это сделать. После их отказа ответственность согласилось взять на себя человечество (Сура 33, аят 72).

В определенной степени Амана налагает определенные ограничения на наместничество, равно как и является моральной ответственностью. Поэтому в контексте исламской этики окружающей среды привилегированное положение человечества обусловлено не его силой и властью над другими творениями, а в гораздо большей степени той исключительной ответственностью, которое оно, в отличие от других творений, несет перед Богом.

5. Учение о чувстве рабства человека перед Богом (убудия): учение об убудия выражает положение человека в качестве раба Бога (на арабском языке «’абд Аллах») и дополняет учения о наместничестве и ответственности. Роль раба ограничивает власть человечества. В понимании мусульманских экотеологов это означает, что мусульмане, выступая в роли божьих рабов, должны подчиняться законам, регулирующим заботу о природе и экосистеме, а также разумно распоряжаться природными ресурсами.

6. Учение о балансе (Мизан): арабский термин «мизан» означает баланс, равновесие или весы. В исламской экологической этике он переводится как «экологический баланс» или «срединный путь». Этот принцип призывает к сохранению или восстановлению баланса на Земле, как с точки зрения гармонии с природой, так и в плане человеческой справедливости и морали в ежедневных делах и взаимоотношениях. Бог создал Землю и все живое совершенным, гармоничным творением, без каких-либо недостатков. Тем не менее, сохранение такого положения вещей является задачей человека. По мнению мусульманских экотеологов, такие проблемы как глобальное потепление, землетрясения и повышение уровня моря являются доказательством того, что Земля больше не находится в божественном равновесии.

Каким ислам видит решение проблемы изменения климата?

Фазлун Халед.jpg

Фазлун Халед. Мусульманский экотеолог и активист. Является основателем и руководителем Исламского фонда экологии и энвироники. Халеда называют «единственным наиболее активным «исламским» защитником окружающей среды».

Согласно исламской экологической этике, решение экологических проблем лежит в возрождении духовности и веры. Однако это не означает, что мусульмане отдаляются от науки и развития. Они лишь выступают против общества потребления и расточительности в поведении. Исламская экотеология не является монолитной структурой. В связи с тем, что "эко-Ислам" является пока очень молодым движением, существует большое количество различных взглядов и интерпретаций, все из которых преследуют одинаковую цель, которая заключается в защите окружающей среды и разумном управлении этим миром.

Наконец, тема окружающей среды и защиты Земли объединяет последователей и других религий в общей борьбе за сохранение и обеспечение жизни всех существ. Эта тема уже стала важной составляющей межрелигиозных дебатов. Исключительно религиозный подход не может решить проблемы изменения климата, однако он может способствовать изменению отношения к нему. Развивающийся исламский экологический дискурс широко распространяется в Интернете, способствуя, таким образом, пониманию многими мусульманами важности охраны окружающей среды и соответствующего образа жизни, следовать которым призывает ислам.

Справка.

Моника Збиди является научным сотрудником на факультете исламских исследований в университете Эрланген-Нюрнберг. Она также является аспирантом Германского федерального экологического фонда. В своей докторской диссертации она исследует проблему ислама и экологии. Ранее она изучала исламоведение, политологию и семитскую филологию.

Источник: www.qantara.de

Перевод Азата Хурматуллина специально для Исламского портала


Возврат к списку