Исламские новости
Австрийским студентам рассказали о татарах и исламе в России
Представители Казанского федерального университета выступили на прошлой неделе в Венском университете с лекциями об исламе в России. Заведующий кафедрой регионоведения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Ренат Беккин и доцент Азат Ахунов приехали в Вену по приглашению австрийских коллег в рамках программы «Европейский Союз и Россия. Перспективы партнерства».
Азат Марсович, расскажите, какие темы были выбраны вами для выступлений в Венском университете, и по какой причине?
Профессор Ренат Беккин выступил перед студентами с докладом «Исламские финансы в немусульманских странах: опыт России». Кроме того, он провел мастер-класс по исламским финансам для студентов университета Граца – второго по величине и значимости города Австрии. Сразу отмечу, что лекция так заинтересовала аудиторию, что несколько человек выразили желание проводить научные исследования по исламским финансам под руководством Беккина.
Лекция профессора Рената Беккина
Что касается меня, то в последнее время я активно занимаюсь изучением современного ислама в Татарстане. Эта тема вызвала интерес австрийских коллег, потому что наша республика является одним из важнейших, передовых регионов Российской Федерации – в какой-то мере маркером, образцом, по которому можно судить о состоянии дел в целом в государстве. Моя лекция называлась «Ислам в Татарстане», но часть времени я уделил рассказу о татарах и истории Татарстана. Что бы мы ни говорили, как бы ни хвалили самих себя – на Западе нас знают все еще плохо, все еще сильны стереотипы о монголо-татарах.
Но моя задача была другой – дать информацию о различных общественно-политических процессах, которые получили развитие в постсоветском Татарстане. И, прежде всего, это касалось вопросов реисламизации, т.е. тех проблем (а проблем было больше), которые сопровождали процесс возвращения татар к своим истокам. И в этом есть большой интерес для исследователя, ведь прошло, казалось бы, совсем немного времени – около двадцати пяти лет, а многое забылось, стало историческим фактом. Остановиться, оглянуться назад полезно любому человеку. Но мало кто хочет заниматься этим. Все рады вновь и вновь наступать на те же грабли, хотя история, как известно, развивается по спирали. Это касается наших политиков и религиозных деятелей. Ну а западных исследователей татарстанская тематика интересовала как пример и образец возможного решения имеющихся в той же Австрии проблем с национальными и религиозными меньшинствами, решения мирным, созидательным путем. В этом плане слушателям было интересно узнать о том, как был преодолен раскол в татарстанской умме в конце 1990-х годов, как решаются вопросы с представителями нетрадиционных течений и др.
Как восприняла аудитория изложенный вами материал, о чем студенты задавали вопросы?
Лекция вызвала большой интерес у студентов и преподавателей Венского университета. Об этом можно было судить по тому, как они внимательно слушали, как конспектировали материал, какие задавали вопросы. Что касается самих вопросов, то они касались тем, которые у всех на устах – это проблема экстремизма, салафизации и ваххабизации российского мусульманского общества, роли стран Персидского залива в деле возрождения ислама в России и в Татарстане, тема русских мусульман-неофитов.
Развернулась дискуссия и по теме так называемого «традиционного ислама», в которой участвовали студенты – выходцы из южных регионов России. Большой неожиданностью для меня стало то, что австрийские коллеги помнили и приводили доводы из высказываний покойного Валиуллы Якупова, с которыми он выступал несколько лет назад на одном из научных мероприятий в Вене.
Что дала поездка в плане преподавательского опыта и что примечательного вы для себя почерпнули?
По роду своей деятельности часто приходится общаться с западными коллегами. Прежде всего, это происходит во время научных конференций, семинаров, стажировок. Поэтому мне хорошо знаком западный стиль подачи материала, что и было использовано в моей лекции.
Традиционный российский метод – это когда лектор начитывает заготовленный текст по бумажке, здесь не проходит. Во-первых, надо уметь устно, живо и с юмором излагать материал, использовать различные визуальные инструменты – презентации, аудио и видеоматериалы. Студенты на Западе избалованы предложением, имеют право выбора, не привязаны к учебному плану и расписанию – в целом свободны и раскрепощены. Они выбирают предмет и лектора, которые им интересны, исключая небольшой обязательный блок. В этих условиях преподавателям приходится конкурировать между собой и в результате побеждает сильнейший, т.е. наиболее профессионально подготовленный человек, умеющий изложить свой материал просто и доступно. И в этом отношении нам предстоит еще многому научиться.
Были ли какие то предварительные соглашения о сотрудничестве с коллегами из Австрии? Стоит нам ожидать встречного приезда их лекторов в Татарстан?
Перед нашим вузом поставлена задача попасть к 2020 году в топ ста ведущих университетов мира. Поэтому большую роль играют совместные проекты – международные магистратуры и аспирантуры, привлечение профессоров с мировым именем для чтения лекций в Казанском университете, стажировки студентов и преподавателей за рубежом. Кстати, все расходы по нашему пребыванию в Вене были оплачены австрийской стороной. Есть большая заинтересованность со стороны австрийских вузов развивать сотрудничество с Татарстаном в области различных вопросов исламоведения. Идут переговоры об открытии совместной магистратуры по исламскому праву, в следующем семестре в наш вуз должен прибыть профессор из университета Граца, который занимается этой тематикой. Сотрудничество только началось, первые шаги сделаны. Остается надеется, что политические и иные катаклизмы не помешают начатым проектам.