Исламские новости

Историческая драма русских и татар – пресса Ирана 7 Июля 2014

Историческая драма русских и татар – пресса Ирана









После присоединения Крымского полуострова к России одним из важнейших вопросов, обративших на себя внимание, стала дискуссия о понятии татарского этноса и обстоятельствах его проживания рядом с русским населением. Затаив давнюю злобу на русских, татары не только находились в оппозиции к бывшему президенту Украины Виктору Януковичу, но и выступали против присоединения Крыма к России. Несмотря на это, сейчас, когда полуостров официально стал частью Российской Федерации, кремлевское руководство старается заручиться поддержкой татарского населения.

Впервые термин «татары» появился в V веке для обозначения тюркских кочевников, древней родиной которых была северо-восточная часть пустыни Гоби. Однако затем под давлением Хотанского государства они переселились на юг, а спустя еще некоторое время оказались под властью Чингисхана. Под предводительством его внука Батыя татары стали расселяться в западных областях.

В первой половине XIII века в составе монгольского войска, большую часть которого составляли племена тюркского происхождения, они завоевали центральные области современной России. Сейчас татары — это один из самых многочисленных тюркоязычных народов, представители которого населяют разные части России и некоторые республики Средней Азии и Кавказа. В частности, большое количество татар проживает вдоль берегов реки Волга и на Крымском полуострове.

 

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ

В Крыму татары относятся к категории национальных меньшинств, при этом на свою историческую родину они вернулись относительно недавно. Массовое возвращение крымских татар после их депортации, санкционированной Иосифом Сталиным в 1944 году, началось в период перестройки в конце 80-х годов, когда советское руководство возглавлял Михаил Горбачев. Им были приняты новые законы о репатриации татар на Украину, поэтому в 1989 году началось их массовое возвращение в Крым и города, расположенные на побережье Черного моря.

Несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны возвращение на историческую родину было крайне затруднительно, татары все же стремились вновь оказаться на Украине. На референдуме в 1991 году они также проголосовали за союзное правительство, что означало их нежелание выходить из состава Украины. На протяжении последних 20 лет представители татар в украинском парламенте постоянно поддерживали разные националистические партии.

27a06a160a12aa3b54ea0f3d97a.jpg

Депортация крымских татар

В настоящий момент татары мусульманского вероисповедания, проживающие в Крыму, составляют 12% от общего населения полуострова. Их численность достигает порядка 250 тысяч человек, и в этом смысле они уступают только русским и украинцам, которых в Крыму соответственно - 1500 и 450 тысяч.

На фоне последних событий татарская часть населения полуострова с тревогой наблюдает за возвращением Крыма в Россию. Во время протестов в Киеве татары в надежде на сокращение влияния России в своем регионе выступили против Виктора Януковича, однако затем неожиданно для самих себя оказались втянутыми в присоединение к Российской Федерации. Именно поэтому они бойкотировали референдум по вопросу о новом статусе Крыма. Произошло этот как раз в тот момент, когда президент России Владимир Путин в целях получения поддержки крымских татар объявил противозаконным постановление Сталина об их массовой депортации в Центральную Азию и особо подчеркнул сохранение прав на самоуправление этого и других национальных меньшинств Крыма.

Татар даже не вдохновило выступление Путина в канун семидесятой годовщины их депортации с исторической родины. Разумеется, реакция татар оказалась довольно сдержанной. Только потом они выступили с просьбой проведения ежегодных мероприятий в память о сталинской депортации татар в 1944 году, что само по себе свидетельствует о глубине исторической обиды этого народа.

Несмотря на то, что премьер-министр Крыма Сергей Аксенов подписал указ о запрете любых общественных собраний до 6 июня, объясняя данную меру стремлением предотвратить экстремистские выступления, тысячи татар провели мероприятия в память о депортации своих предков в советский период.

На этом разногласия между татарами и пришедшими к власти представителями русского населения не закончились. В частности, была выдвинута инициатива регионально-этнической идентификации крымских татар. После проведения заседания Меджлиса крымско-татарского народа его представители открыто заявили о своем решении иметь самоуправление в республике. Данное решение они основывают на «Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов» от 13 сентября 2007 года, которая определяет право этих народов на самоуправление.

В своем обращении председатель Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров призвал все страны мира, особенно те, в составе которых имеются автономные республики, оказать содействие крымским татарам в плане реализации их права на определение собственной судьбы. В ответ на это крымское правительство заявило о своем несогласии предоставить автономию татарскому меньшинству полуострова, которое в ходе майского референдума высказалось против присоединения Крыма к России. 3 апреля в интервью российскому информационному агентству «РИА-Новости» вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев сообщил о том, что крымские власти не согласны предоставить татарам автономию, они могут лишь рассчитывать на самоуправление в плане культуры.

После заявления данной позиции правительства Крыма один из лидеров крымских татар Мустафа Джемилев в интервью газете Financial Times рассказал, что к нему обратилась некоторая группа из числа местного татарского населения со словами о готовности начать противостояние с русскими. Вслед за этим некоторые другие крымские лидеры предупредили о решимости полувоенизированных подразделений местных татар проводить против России террористические акции с участием смертников.

320440-e1370116490532.jpg

Мустафа Джемилев

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что история — это не просто часть домашней библиотеки средних слоев общества, а мощный фактор, задающий тон политическим процессам внутри страны и демонстрирующий власть, которая на этот раз проявила всю свою силу и влияние в Крыму. Фактически сложности в отношениях между крымскими татарами и русским населением уходят корнями в общую историю двух народов, в которой, по словам Путина, оба народа тесно связаны между собой. Это действительно так, однако отношения русских и крымских татар - отнюдь не безоблачны и насквозь пропитаны национальной и религиозной враждой, для которой имеются конкретные основания.

 

ТАТАРЫ И РОССИЯ

По данным переписи 2002 года, общая численность татарского населения России составляет 5545601 человек. Российские татары, проживающие, как правило, в районах компактного расселения, известны, прежде всего, как «казанские». Они представляют собой основную ветвь татарского этноса и говорят на языке кипчакской группы тюркских языков.

Татарстан объявил о своей независимости как суверенном государстве 30 августа 1990 года. Де-факто в 1991–1994 годах эта республика являлась независимой. В ходе референдума 1992 года 62% населения этого региона проголосовали за независимость от России. В конце концов, под давлением Кремля руководство Татарстана было вынуждено отказаться от реализации проекта независимого государства и ограничилось всего лишь некой формой широкой автономии. 15 февраля 1994 года Татарстан подписал договор о разграничении полномочий с центральным правительством России и специальное соглашение на тему определения собственных прав во внешнеэкономической сфере. Таким образом, оба документа стали основой распределения прав и обязанностей между центральным российским правительством и местными органами власти республики.

143_400x300.jpeg

Муртаза Рахимов, Владимир Путин, Минтимер Шаймиев

Согласно первому документу, татары имеют собственное государство в составе Российской Федерации. По Конституции России, Конституции Республики Татарстан и Договору о разграничении полномочий между органами государственной власти России и Татарстана, республика объединена с Российской Федерацией и управляется собственным президентом.

Тем не менее, в отношениях между русскими и татарами не все так просто, как может показаться на первый взгляд, напротив, их общая история отмечена разными, подчас драматическими событиями. Как представляется, противоречия в отношениях двух народов возникли еще в период, последовавший после распада империи Чингисхана, и обострились еще больше в XV веке, когда в Крыму татары образовали свое независимое государство, наивысшее могущество которого относится к 1392–1430 годам. В 1478 году Крымское ханство стало вассалом османских султанов и оставалось им на протяжении последующих 300 лет. Татарские ханы, правившие из своей столицы в Бахчисарае, были сильными правителями. Свое влияние они распространяли на территории, которые сейчас входят в состав России, Украины и Польши, и даже временами получали дань с русских царей.

Нынешняя территория Татарстана была завоевана русскими войсками Ивана Грозного в 50-х годах XVI века, при этом часть татарского населения была насильно обращена в христианство, а в Казани возведена христианская церковь. Вслед за этим значительная часть татар, спасаясь от притеснений по национальному и религиозному признакам, покинули свои земли и расселились вдоль Уральских гор.

После завоевания Россией татарских ханств русские впервые предприняли завоевательный поход против Крыма в 1736 году. В 1774 году Екатерина II вынудила османов признать независимость Крымского ханства, а спустя девять лет присоединила его к России. По Ясскому мирному договору от 1792 года было официально признано вхождение Крыма в состав России. С того времени там поселились русские, украинцы, болгары, немцы, армяне и греки, а значительная часть татар, которые говорили на турецком языке, мигрировали в Турцию.

В итоге, в регионе начался закат исламской цивилизации татар. Максимальное сокращение татарского населения пришлось на период после окончания Крымской войны 1853–1856 годов, в которой России противостояли Османская империя, Великобритания, Франция и Сардиния. Однако в то время политическая осмотрительность еще не позволяла полностью устранить от власти татарскую знать. Тем не менее, это не мешало началу переселения в Крым русских и представителей других национальностей, которому всячески содействовало царское правительство. Постепенно к середине XIX века были разрушены произведения древней крымской цивилизации, включая мечети, бани и колодцы, считавшиеся достижениями татарского народа.

Подобные действия, проводимые против татар, свидетельствовали о нежелании сохранять за ними территорию, которую они считали землей своих предков. В середине XIX для решения проблем с татарами Новороссийский генерал-губернатор даже выступал за их полное переселение из Крыма в Турцию, однако император Александр II воспротивился этому.

Тем не менее, отнюдь не это стало основанием для исторической обиды татар. На самом деле после того, как в период правления Екатерины Великой Россия отвоевала у Османской империи Крым, принадлежавший татарам-мусульманам, они стали подвергаться множественным гонениям, одним из примеров которых стал геноцид этого народа в сталинский период.

voyazh-ekateriny-p-po-krymu.jpg

Вояж Екатерины II по Крыму

После падения царского правительства и образования СССР татарские мусульмане, как и представители других религий, были вынуждены забыть о своих верованиях и традициях. Здесь, правда, нужно оговориться, что применяемые против них гонения в религиозном плане распространялись и на русское население. Начало большой исторической обиды было положено нападением фашистской Германии на Советский Союз.

Когда в 1941 году немецкие войска вошли в Крым, они были восторженно встречены татарами. Более того, для борьбы с советской армией было сформировано вооруженное подразделение так называемой самообороны численностью около 20 тысяч человек. Некоторые татары действительно помогали нацистской армии, однако, скорее всего, немцы не были сильно заинтересованы в сотрудничестве. Так, глава немецкой оккупационной администрации - точно так же, как и его русский предшественник - предлагал полностью переселить крымских татар в Турцию, однако данное предложение не получило одобрение Гитлера.

По всей видимости, Сталин не был информирован об этом, потому как в докладе, отправленном ему одним из сотрудников КГБ, сообщалось о плане совместного нападения крымских татар и немцев на Центральную Азию. 18 мая 1944 года советские солдаты силой ворвались в дома крымских татар, обвиненных в сотрудничестве с нацистами, погрузили сотни тысяч мужчин и женщин, стариков и молодых в вагоны для перевозки домашнего скота и отправили их за много километров от родного края. Не понимая, чем они заслужили такое обращение, многие татары погибли от невыносимых бытовых условий.

В результате депортации, санкционированной советским диктатором, крымские татары были вынуждены покинуть землю своих предков. Около 151 тысячи человек переселились в Узбекистан, оставшейся части пришлось осесть в уральском регионе. В Узбекистане основная часть крымских татар расселилась в окрестностях Ташкента, Самарканда, Андижана и Ферганы. Таким образом, Сталину удалось ликвидировать автономную республику Крым, превратив полуостров в некую провинцию в составе России, отдельную от Украины. По решению Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, с крымско-татарского на русский язык были переименованы 327 названий географических объектов Крыма. Что же касается крымских татар, сосланных в Узбекистан, то многие из них не смогли адаптироваться к местным климатическим условиям. В результате, почти 30 тысяч депортированных погибли из-за болезней, холода и нехватки питания.

Имеются сведения о том, что коммунисты конфисковывали дома крымских мусульман, разрушали их мечети или делали из них склады. В одной из таких бывших татарских мечетей даже открыли «Музей атеизма». Согласно некоторым сообщениям, в ходе таких операций, аналогичных депортации 1944 года, дома некоторых татар помечались «черными крестами», поэтому легко догадаться, какой страх испытывали проживающие в них люди.

krimm.jpg

До конца 80-х годов прошлого века, когда Горбачев начал проводить в СССР некоторые политические и экономические реформы, татарские мусульмане были лишены возможности вернуться в Крым. Желание вернуться на свою историческую родину означало, что люди помнят о своем прошлом, затаив глубоко в душе обиду на тех, кто так жестоко расправился с их народом.

 

ЭПИЛОГ

Помимо всего сказанного, необходимо напомнить, что проблема в отношениях между русскими и татарами  не относится к числу неразрешимых. В мире известны случаи, когда народам удавалось решить гораздо более сложные противоречия. В качестве примера можно привести Японию, которой удалось смириться с ядерной бомбежкой американцев, и сами Соединенные Штаты, сумевшие забыть об атаке на Перл-Харбор, вследствие чего обе страны стали ведущими военными союзниками на Дальнем Востоке. Израильтяне также смогли позабыть на время о холокосте и благодаря этому сделали Германию своим основным торговым партнером в Европе. Татары и русские тоже могут пройти этот этап в своих отношениях при условии того, что у них будет желание сделать это. Куда более важным является то, чтобы ни тем, ни другим не продолжать жить в прошлом и не думать о постепенном восстановлении реалий, имевшихся когда-то в истории.

Арман Махмудиян

Источник: “Ирас”

Перевод интернет проекта иноСМИ

Исламский портал



Возврат к списку