Исламские новости
История Хабиба Наджара и его мечеть: где правда и где вымысел?
Если вы приедете турецкий город Антакью, вам посоветуют обязательно посетить Мечеть Хабиба Наджара, находящуюся на пересечении улиц Куртулуш и Кемальпаша. Ведь эта мечеть одинаково священна и для христиан, и для мусульман.
Эту мечеть часто посещают христиане, потому что при ней, согласно приданию, находятся могилы сподвижников Исы (а.с.) – Яхъи, Юнуса и Шамуна Сафы (или, как называют их христиане, апостолов Иоанна, Павла и Петра). Для мусульман же этот храм значим тем, что является первой мечетью в Анатолии и там погребен Хабиб Наджар – праведник, история которого рассказывается в суре «Йасин».
В 13-32 аятах суры Йасин говорится о том, что в город прибыли посланцы, призывающие его жителей уверовать в Аллаха. «И тут с окраины города прибежал некий муж …», - сообщается в 20-м аяте. Утверждается, что речь идет об апостолах Яхъе, Юнусе, Шамуне Сафе и Хабибе Наджаре, прибежавшим, услышав о них. Мы говорим «утверждается», потому что все-таки считать это точно доказанным никак нельзя, и, например, в тафсире Корана, изданным нашим Министерством по делам религии, рекомендуется быть осторожным и воздерживаться от категорических суждений в этом вопросе.
В преданиях же эта история рассказывается так.
Хабиб Наджар жил в Антакье и был столяром. Половину своего заработка он отдавал беднякам, а на вторую половину содержал свою семью. Так как его сын был болен проказой, поселились они в пещере на горе к востоку от города. Когда Яхъя и Юнус подошли к городу, то первыми они встретили именно Хабиба Наджара. Хабиб Наджар спросил чужаков кто они, а когда те ответили: «Мы апостолы пророка Исы», то потребовал у них доказательств. Яхъя и Юнус ответили: «Мы исцеляем больных». Тогда Хабиб Наджар привел их к своему сыну. Апостолы вознесли дуа, погладили мальчика по спине и по воле Аллаха ребенок выздоровел. Тогда Хабиб Наджар убедился, что перед ним действительно люди святые и уверовал в них.
Когда после этого посланники отправились в город, чтобы поведать об единстве Создателя, никто не стал их слушать. Но люди услышали, что эти чужаки исцеляют от болезней, и стали собираться около них. Узнав об этом, правитель города без суда и следствия приказал бросить Яхъю и Юнуса в тюрьму.
Обеспокоенный тем, что от его апостолов, отправленных им в Антакью, нет никаких вестей, пророк Иса велел идти в этот город Шамуну Сафе. Тот, не объявляя открыто, кто он такой, стал пути заслужить доверие жителей города и был приближен к правителю. Он завел с ним речь о посланниках, приходивших до него: «Мой король! Эти чужаки говорили, что могут исцелять от разных болезней. Может, стоит их испытать?» Правитель не стал ему отказывать и привел к заключенным в тюрьму посланникам. Шамун Сафа притворился, что не знает их, стал расспрашивать, кто они такие. Те поведали, что являются посланниками пророка Исы и умеют исцелять больных, возвращать зрение слепым и воскрешать мертвых. Тогда принесли тело только что умершего человека. Яхъя и Юнус стали возносить дуа вслух, а Шамун Сафа – про себя. Мертвый воскрес и воскликнул: «О, жители Антакьи! Если вы не хотите встретить после смерти то, что встретил я, то последуйте за этими тремя!» и указал на апостолов.
Правитель с удивлением спросил: «Шамун, ты тоже их них?» Отличавшийся острым умом апостол ответил: «Мой король! Эти посланники совершили сверхъестественное дело. Скажи идолам, которым поклоняешься, чтобы они сделали что-то подобное. А то ты будешь опозорен перед народом». Король ответил: «Шамун, нет у меня от тебя тайн. Нет такой силы у идолов, которым мы поклоняемся. Они не едят, не пьют, не разговаривают».
Так Шамун Сафа убедил правителя, и, согласно преданиям, тот уверовал, но не стал разглашать об этом народу. А народ не хотел принимать веру. Обвинив посланников в колдовстве, люди решили убить их. Тут с края города прибежал Хабиб Наджар и стал убеждать сограждан: «О мой народ! Последуйте за посланцами. Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения» (Йасин, 36/20-22). Но люди его не послушали и убили и трех апостолов, и Хабиба Наджара.
Как сообщается в Коране, после смерти Хабиб Наджар попал в Рай. «Сказано было [ему]: "Войди [прямо] в рай!" И он воскликнул: "О, если бы мой народ знал, за что меня простил мой Господь, за что причислил меня к почитаемым!"» (Йасин, 36/26-27). Жители Антакьи же были погублены гневом божьим: «После него Мы не стали насылать рать небесную на его народ и не собирались насылать. Раздался лишь трубный глас — и их не стало» (Йасин, 36/28-29).
Когда в 636 году в период правления Умара мусульмане пришли в Антакью, то они установили место захоронения апостолов и Хабиба Наджара и в честь своего завоевания и этих праведников воздвигли здесь мечеть. Таким образом, мечеть Хабиба Наджара известна как первый мусульманский храм, построенный на землях Турции. В 969 году Антакью завоевали христиане, и мечеть была превращена в церковь. Во времена Шаха Сулеймана в 1084 году город перешел к мусульманам, а зданию вернули статус мечети. В эпоху крестовых походов в 1096 году его снова превратили в церковь. Снова вернуть свой статус мечети удалось только в 1268 году, и с тех пор она и служит мусульманским храмом.
В 1853 году сильное землетрясение в Хатае полностью разрушило первоначальное здание. Мечеть была построена заново в 1857 году. Она почитается и христианами, которые уверены, что здесь похоронены святые апостолы.
***
Мусульманские ученые предпочитают воздерживаться от категорических утверждений относительно того, что упоминаемые в суре Йасин события произошли именно в Антакье, а праведник, о котором там идет речь – это Хабиб Наджар.
В тафсире, изданным нашим Управлением по делам религии, говорится: «В Коране и достоверных хадисах нет сведений о том, где произошли эти события и как звали посланников, упоминаемых в суре. В некоторых тафсирах сообщается, что речь идет об Антакье. Но в 14-м аяте суры Йасин говорится, что посланников направил сам Аллах. Поэтому истолковывать аяты так, что это были отправленные пророком Исы посланцы кажется не совсем убедительным. Кроме того, как сообщается в Новом Завете, Варнава, Петр и Павел приходили в Антакью уже после вознесения пророка Исы (а.с.), значит, они никак не могут быть посланы им. Кроме того, известно, что жители Антакьи охотно приняли новую веру, и спустя некоторое время город стал важным центром христианства» ('Kur'an Yolu' Tefsiri, IV. Cild, 483. Sayfa).
Севинч Озарслан
Источник: www.zaman.com.tr
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала