Исламские новости

Литовские татары: Потеря языка затрудняет нам выразить себя как национальное меньшинство 11 Февраля 2015

Литовские татары: Потеря языка затрудняет нам выразить себя как национальное меньшинство











Интервью с председателем Союза национальных меньшинств Литвы и главой Союза литовских татар Галиной Мишкинене.

Что вы можете рассказать о жизни татар в Литве? Как они ощущают свою связь со своей историей, языком?

Вы знаете, у нас не осталось языка. Это мешает нам заявить о себе. В ЕС при оценке того или иного культурно проекта большое значение уделяется  сохранению языка. А так как мы свой язык потеряли, это затрудняет нам выразить себя как национальное меньшинство. Эта страна стала нашей родиной, другой страны у нас нет. Мы меньшинство, мы идентифицируем себя как татары, но потеряли язык, который показывает наше отличие. Это проблема не только литовских татар. То же самое можно сказать о татарах Польши, Белоруссии.  Мой сын побывал в Казани. И как же он общался со сверстниками? На английском или русском. По сути, кроме некоторых элементов культуру у нас ничего национального не осталось.

63423453464576.jpg

Татары появились на этих землях в эпоху Княжества Литовского, как результат внутреннего конфликта в Золотой Орде. Большинство из них это те, которых Великий князь литовский Витовт 600 лет назад призвал сюда из Казани и Крыма для несения военной службы. Какую-то часть составляли пленные. Эти татары расселились на землях современной Белоруссии, Польши и Литвы. Сейчас в Белоруссии татар примерно 7500, а Польше – около 2000, а Литве – около 3000 человек. Еще в 1989 году татарское население Литвы составляло 5000 человек. Но ассимиляция, демографические проблемы и эмиграция привела к значительному уменьшению их числа. В нашей стране татары компактно проживают в селах Сорок Татар (Keturiasdešimt Totorių) - 480 человек и Немезис (Nemėžis) – 300 человек.

pl01b.jpg

Какая-то активная деятельность по созданию национальных организаций среди татар началась после обретения Литвой независимости, хотя первые культурные общества стали появляться еще в 1989 г. при Горбачеве. В 1991-2001 гг. существовало 10 татарских обществ. Сейчас же согласно официальным данным таких обществ 21. Некоторые очень маленькие, например, состоящие из одной семьи, девять носят религиозный характер. Одни из этих образований действуют как часть Союза татарских обществ Литвы, другие предпочитают независимость. Самые крупные из последних  – это татарские общества сел Сорок Татар и Немезис, а также городов Вильнюса, Клайпеды и Висагинаса. А менее крупные группы, входящие в состав нашего Союза, это общины Каунаса, Алитуса, Варены (одна семья), Паневежиса (одна семья) и общество татарской молодежи «Дуслык». В 2012 году я была выбрана представителем обществ литовских татар в Союз национальных меньшинств Литвы. А в апреле 2013 года я была выбрана председателем этой организации.

54353453.jpg

глава Союза литовских татар Галина Мишкинене

Такое обилие обществ при небольшом количестве самих татар не создает ли трудности?

Конечно же, создает. Нам нужно действовать вместе. Разделение на небольшие общины приводит к тому, что достижение какой-то цели занимает большее время, и нам трудно сконцентрировать наши усилия. Общество села Сорок татар из 480 человек и общество, состоящие из 4-х членов одной семьи…

2312423.jpg

343453456234.jpg

43243645.jpg

Поддерживаете ли вы связи с татарами Белоруссии, Польши?

Раньше литовские татары поддерживали самые тесные связи со своими сородичами из Белоруссии. Они даже хоронили своих умерших родственников не здесь, а на кладбищах в Белоруссии. Так часто мы туда ездили. Но сейчас трудно пересечь границы. Нужна виза. Сейчас уже невозможно так же легко и часто посещать Белоруссию. Поэтому у многих могилы родственников остались там, а навещать их они не могут. Поддерживать связи с татарами Польши нам легче. Мы посещаем друг на друга на праздники, приезжаем на симпозиумы, разные культурные мероприятия.

Посетив Литву, Исмаил Гаспринский восхищался религиозностью литовских татар. А как сейчас?

Да, Исмаил Гаспринский был положительного мнения о литовских татарах. На протяжении столетий литовские татары пытались сохранить свою идентичность, в том числе и религию. С другой стороны, они в значительной степени усвоили европейские ценности. В результате такого синтеза и сформировалась наша современная культура. В такие праздники, как Рамазан байрам, Курбан байрам, Науруз, Сабантуй, мы собираемся вместе. Детская группа «Ильсу» (руководитель Альмира Тракшелиене) и женский ансамбль (руководитель Александр Мелих) готовят культурные программы на основе татарского фольклора. Желающие изучать татарский язык посещают воскресные курсы при Исламском культурном центре.

pl15b.jpg

Известно, что татары внесли большой вклад в воинское дело в этом регионе. А можно ли говорить о вкладе в другие области, литературу, например?

Литовские татары не внесли какого-либо непосредственного вклада в литературу этой страны, потому что вся литература, имевшаяся у них, была изолированной и направленной на удовлетворение потребностей только их общины. Но можно говорить о восточном влиянии на литовскую литературу. Вместе со знаменитым поэтом Адамом Мискевичем восточные элементы проникли в эту литературу и продолжают оказывать свое воздействие. Например, в Вильнюсском Университете доцент Регимантас Тамашаитис (Regimantas Tamošaitis) читает курс «Восточное влияние в литовской литературе».

Большое спасибо, что вы нашли время ответить на наши вопросы.

И я благодарю вас за проявленный интерес.

Источник: http://www.dunyabulteni.net

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку