Исламские новости

Баласугани опровергает миф о том, что российским народам характерен «вирус рабства и покорности» 1 Августа 2016

Баласугани опровергает миф о том, что российским народам характерен «вирус рабства и покорности»










«Кудатгу билик» - манифест справедливого жизнеустройства. Юсуф Баласугани, является автором дидактической поэмы «Кудатгу билик» («Благодатное знание»). Официально именно он считается основоположником тюркского литературного языка (хотя справедливости ради стоит упомянуть о более раннем произведение древнетюркской поэзии – «Словаре тюркских наречий» Махмуда Кашгари). По этому поводу в поэме он пишет:

«Много книг создано на арабском таджикском языках,
Но на нашем языке это – первое издание»

К вопросу об образе справедливого государственного устройства, и самого правителя такого государства так или иначе обращались многие тюрко-мусульманские мыслители средневековья. Но первым таким среди был именно Юсуф Баласуганский. Его идеи были поистине «революционными» для своего времени. Отличительной чертой Ю. Баласугани была его опора прежде всего на рациональный подход. При этом в отличии от суфийских мыслителей более позднего времени, его философия является не просто созерцательной, а призывающей к определенным конкретным действиям и поступкам. Отрешение аскета от жизни – это разновидность эгоизма. Поэтому недостойно мудреца равнодушно внимать людским заботам и горестям, думая лишь о собственном благополучии.  Именно в активной жизненной позиции каждого человека он видит главное предназначение настоящего мусульманина:

«Не тот – человек, кто себя лишь блюдет,
А тот, кто о людях исполнен забот –
И добры не тот – кто избрал тихий кров
А тот – кто с людьми помочь им готов»

То есть «Кудатгу билиг» - это не просто очередная констатация пороков и несправедливости жизни человеческого общества, но собственное видение автора возможных путей выхода из этого.

Как и во всех древних памятниках, в начале поэмы прославляется Всевышний, Коран, что говорит нам о явной направленности этого произведения на молодое мусульманское сообщество.

Не приемля пустой принцип – «за все хорошее и против всего плохого», Ю. Баласугани дает конкретный ответ на вопрос о том, кто же должен нести главную ответственность за благополучие общества.

«Где в тяготах бек, там в расцвете народ
Лишь в этом и бек свое счастье найдет!»

Читая эти строчки напрашивается однозначный вывод – государство и его правители по мнению Ю. Баласугани созданы для того чтобы служить всему обществу. В этом он проявляет себя как сторонник идеи - «государство для человека, а не человек для государства».

1405685059_babur.jpg

Ю. Баласугани вместе с тем. не ограничивается только  лишь общими наставлениями, а дает и весьма конкретные наставления о принципе политического устройства

«Но власть не удержит насилье и гнет
Насилия сильных не терпит народ!»

Т.е. подчеркивает, что опора на политическое насилие и насаждение несвободы при управлении страной, это прежде всего удар по самому государству. Поэтому правящая элита прежде всего сама заинтересована в том, что принято сегодня называть демократией. При этом интересно отметитть, что Баласугани отвергая насилие как принцип удержания власти, он осуждает его не столько с морально-этической точки зрения, сколько с точки зрения вообще эффективности удержания власти таким образом. То есть таким образом он посылает сигнал тогдашней знати данный принцип. Это с одной стороны отражает свободолюбивый характер тюркского общества, с другой стороны является неким тюрко-мусульманским трактатом о принципах управления государством.

При этом Баласугани отказывает в божественной избранности элиты перед массой основной части общества:

«Достойнее бека нежадный бедняк
И бедные лучше властительных скряг»

Таким образом Баласугани отрицает тезис что «власть от Бога». То есть согласно ему, представители народных слоев имеют не меньше политических и гражданских прав, нежели представители элиты, в данном случае это феодальная верхушка – беки.

Интересно отметить, что Юсуф Баласугани наряду с призывами к демократической форме правления, призывал властьпридержащих и что называется к «сухому закону»:

«Страну укрепляй, первым делом и сплошь
Вертепы питейные в ней уничтожь»

Таким образом, общественно-социальная направленность поэмы Юсуфа Баласугани несомненно. Труд Баласугани опровергает расхожий миф о том, что российским народам  якобы издавна характерен некий «вирус рабства и покорности», не позволяющий прижить у нас культуру правового демократического общества. Ю. Баласугани дает нам весьма конкретные советы и решения, не оторванные от жизненных реалий и не теряющие актуальности даже по сей день. Тот факт идеи Ю. Баласугани были характерны мироощущению всего тюрко-татарского сообщества подтверждает тот момент, его идеи о идеальном и справедливом мироустройстве, кодексе поведения властьимущих были продолжены и развиты более поздними авторами, такими как Кул Гали, Мухаммедъяр и т.д. Но это уже совсем другая история.

Ильнар Гарифуллин,
специально для «Исламского портала»


Возврат к списку