Исламские новости

Исламские движения Америки – от прошлого до настоящего (Часть 2) 15 Ноября 2016

Исламские движения Америки – от прошлого до настоящего (Часть 2)













Нури Тыназ, преподаватель кафедры социологии Университета Мармара специализируется на исследовании ислама в Америке. Корреспондент сайта Dunyabizim.comпоговорил с ученым феномене западных мусульман.

Как мусульмане Америки относятся к тем группировкам, которые на Западе получили название «джихадисты»?

90% мусульман Америки такие группировки не поддерживают. К «джихадистам» примыкают гораздо чаще мусульмане Европы. Причина этого в том, что последние так не смогли утвердить свое положение на новой родине, а политика этих стран  по интеграции этой части населения в свою систему оказалась безуспешной.

Поговорим же о движении «Нация ислама». Почему среди афроамериканцев распространен приход в ислам?

Это проблема самоидентификации. Как мы уже говорили, афроамериканцы – это, в своем большинстве, потомки рабов. А те, кто заставлял рабов работать за кусок хлеба, кто всячески дискриминировал их – это белые американцы, христиане. И чтобы противопоставить себя им, афроамериканцы выбирают ислам. Собственно говоря, в группировках, которые использовали ислам в качестве элемента самоидентификации, уже к началу XX века не осталось особых связей с исламом, как это произошло у «Нации ислама» или «Мавританского научного храма».

Но что ни говори, когда речь заходит об исламе в Америке, «Нация ислама» - это одна из тех динамичных группировок, которые приходят в голову в первую очередь. Как по-вашему, какой вклад она внесла в распространении достоверного ислама, если учитывать те попытки приблизить к ее сунне, предпринятые Дином Мухаммадом, а также Имамом Фаррахом в конце его жизни?

Следует отдать им должное – именно «Нация ислама» сделали ислам и мусульман «видимыми» для общественности. Под их влиянием была выработана политика по отношению к мусульманам-заключенным. Также они внесли свой вклад в защиту прав мусульман. После инициатив, предпринятых Малькольмом Иксом в 1963-64 гг. в организации наметилась тенденция по сближению с исламом суннитского толка. Эти изменения подкрепляются и тем, что люди, присоединившиеся к «Нации ислама» в 60-е годы, это люди образованные, владеющие профессиональными навыками.

Таким образом, «Нация ислама» переживает период изменений, но насколько он продлится, сказать трудно. В целом же существует такая тенденция, что развитие таких основанных на этнической идентификации группировок происходит параллельно проводимой в Америке этнической политике. С ростом расизма (что мы наблюдаем в последнее время), такие организации набирают популярность. Например, есть коренные американцы (т.е. индейцы), которые в такой атмосфере в 70-е годы принимали ислам. Если в США полностью прекратится дискриминация граждан по тому или иному признаку, то такого рода движения не найдут своих последователей, сойдут на нет.

В своих исследованиях вы отмечаете, что есть еще одна группа населения, в которой с 70-х гг. прошлого века активно распространяет ислам – это латиноамериканцы. В чем причина этого?

Положение латиноамериканцев во многом схоже с тем, которое занимают афроамериканцы. Они тоже, как правило, заняты на «черных» работах и подвергаются дискриминации. Поэтому латиноамериканцы, по той же рефлексии выбирают ислам. Они чувствуют близость с мусульманами: «Мусульман, как и нас, всячески притесняют».

Какие отношения возникают между недавно прибывшими мигрантами-мусульманами и местными мусульманами?

У нас, белых мусульман, есть свои комплексы. До сих пор есть проблемы в отношениях к чернокожим мусульманам, которое может быть пренебрежительным. Это есть.

Недавно прибывшие мусульмане  - это люди более образованные и экономически более состоятельные. Местные мусульмане же, как правило, это люди с низким образованием и доходами. Поэтому единения не было, но после 11 сентября положение стало меняться – мусульмане стали осознавать себя общиной. Это можно увидеть и по политическим предпочтениям. Местные мусульмане, особенно афро-американцы обычно поддерживали Демократическую партию. Другие мусульмане же отдавали голоса республиканцам, как более консервативным и близким им по моральным ценностям. В 2000 году же более 70% всех мусульман проголосовали за демократов.

Беседовал Дениз Баран

http://www.dunyabizim.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой


Возврат к списку