Исламские новости

Американский политолог Иммануил Валлерстайн о проблеме мигрантов в мире 23 Марта 2017

Американский политолог Иммануил Валлерстайн о проблеме мигрантов в мире












В мире, где почти любой вопрос, кажется, вызывает глубокие разногласия как внутри страны, так и на международной арене, возможно, тот, который сегодня имеет географически самый широкий резонанс - это мигранты. В настоящее время наибольшее внимание привлекает Старый свет, где идет шумная дискуссия о том, как европейские страны должны реагировать на прибытие беженцев, особенно из Сирии, а также из Ирака и Эритреи.

Основной спор ведется между сторонниками сострадания и морали, которые призывают приветствовать мигрантов, и сторонниками самозащиты и сохранения культуры, которые хотят закрыть дверь перед всеми вновь прибывающими. На данный момент Европа находится в центре внимания, но параллельные дебаты уже давно идут по всему миру - от Соединенных Штатов и Канады до Южной Африки, Австралии, Индонезии и Японии.

Непосредственным катализатором европейской дискуссии является массовый отток людей из Сирии, где углубление конфликта создало опасность для самой жизни очень большой части населения. Поэтому депортирование мигрантов обратно в эту страну противоречит принципам международного права. Таким образом, поднимается вопрос, что же делать в такой ситуации.

Существует три различных способа анализа основных проблем: с точки зрения последствий миграции для мировой и национальной экономик, для местной и региональной культурной самобытности, а также для национальной и мировой политических арен. Большая часть путаницы проистекает из неспособности отличить эти три точки зрения.

Если исходить из экономических последствий, главный вопрос заключается в том, приносит ли прибытие мигрантов положительные или отрицательные результаты для принимающей страны. Ответ в том, что это зависит от самой страны.

Мы теперь знакомы с демографической моделью, в соответствии с которой чем богаче страна, тем более вероятно, что в семьях со средним уровнем доходов будет меньше детей. Основывается это на том, что для воспроизведения для своего ребенка одинакового или более высокого дохода, необходимы значительные инвестиции в формальное и неформальное образование. Это финансово обременительно, если речь идет о более, чем одном ребенке. Кроме того, высокий уровень развития здравоохранения приводит к увеличению продолжительности жизни населения.

Следствием снижения рождаемости и роста продолжительности жизни является то, что демографический профиль страны склоняется к более высокому проценту пожилых людей и удлиняется период, в течение которого молодые люди удерживается вне активного рынка труда. Из этого следует, что работает меньшее количество лиц старшей и младшей возрастных группах.

Одним из решений этой проблемы является принятие мигрантов, которые могут расширить долю активной рабочей силы и тем самым облегчить проблему финансовой поддержки пожилого и молодого населения страны. Против этого аргумента выступает утверждение о том, что мигранты используют ресурсы социального обеспечения и поэтому являются дорогостоящими. Но социальная защита, по-видимому, обходится гораздо дешевле, чем доходы от активной рабочей нагрузки плюс дополнительные налоги от работающих мигрантов.

Ситуация, конечно, совершенно иная в менее богатых странах, где основные последствия принятия мигрантов будут угрожать занятости населения, которое по-прежнему соглашается выполнять тяжелую работу из-за общего демографического профиля страны.

Что касается мировой экономики в целом, то миграция просто меняет расположение индивидов. Тем не менее, она обходится достаточно дорого из-за необходимости ограничить негативные последствия прибытия огромного числа людей. Подумайте только о том, сколько приходиться платить за спасение тонущих мигрантов, которые упали с зыбких лодок в Средиземном море.

Если взглянуть на вопрос с точки зрения культурной идентичности, то аргументы будут совершенно другими. Все государства поощряют национальную идентичность как необходимый механизм обеспечения верховенства верности. Но о какой национальной идентичности мы говорим? Это французскость или китайскость? Или это христианство или буддизм? Это как раз тот вопрос, который отличает позицию канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Меркель утверждает, что новые иммигранты любого этнического или религиозного происхождения могут быть интегрированы в качестве граждан Германии. Орбан рассматривает мусульманских мигрантов как захватчиков, которые угрожают постоянству христианской идентичности Венгрии.

Дискуссия выходит за рамки национальных границ. Для Меркель интеграция мигрантов связана не только с Германией, но и с Европой. Для Орбана угроза мигранта касается не только Венгрии как отдельного государства, но и всей «христианской Европы». Но посмотрите на дебаты во Франции о мусульманской женской одежде. Для некоторых вопрос не актуален, если мигранты выказывают свою лояльность Франции как граждане. Но для защитников абсолютной версии laicité[1] женская мусульманская одежда же абсолютно неприемлема, нарушая культурную самобытность страны.

В таких культурных дискуссиях нет среднего пути. Это создает абсолютный тупик. И именно потому, что создается тупик, дискуссия подталкивается к политической арене. Возможность доминировать в реализации приоритета культуры зависит от способности контролировать политические структуры. Меркель и Орбан, как и любые другие политики, должны получить политическую поддержку (в том числе, конечно, голоса), либо они будут исключены из процесса принятия решений. Чтобы сохранить себя на посту, им часто приходится идти на уступки сильным течениям, которые им не нравятся, в том числе, корректировать экономическую политику. Если в один день они выработают какую-то четкую линию, на завтра их положение уже может оказаться не таким устойчивым. Актерам приходиться постоянно маневрировать на национальной, региональной и мировой политической арене.

Где Европа будет через 10 лет с точки зрения отношения к мигрантам? Где будет мир? Это открытый вопрос. Учитывая хаотические реалии мира при переходе к новой исторической системе, мы можем только сказать, что это зависит от сиюминутных изменений сильных сторон конкурирующих программ на будущее. Мигранты являются одним из фокусов дебатов, но дебаты намного шире.

Иммануил Валлерстайн

Источник: http://iwallerstein.com

 

Перевод Гульсарии Ахметзяновой



[1] Светскость, нерелигиозность


Возврат к списку