Исламские новости

Должен ли Коран быть понятным для нас? 13 Апреля 2017

Должен ли Коран быть понятным для нас?















Коран не является тем, что обязано быть понятным для нас. Кто хочет понять его, должен быть в мире с ним и перестать препираться с уммой

Всевышний говорит: «Мы не учили его (Пророка) складывать стихи, да и не подобает ему это. [То, что дано ему], — это откровение и ясный Коран, чтобы он увещевал тех, кто жив, чтобы оправдалось предопределение [Аллаха] относительно неверных» (Йасин, 36/69-70).

Значит, Коран ниспослан для того, чтобы наставлять не мертвых, а живых. Он является поминанием – зикр. Т.е. суть в том, чтобы человек восприняв из Корана те знания, которые уже заложены в его природе, вновь вспомнил их.

«Мы облегчили Коран для того, чтобы ему следовали как наставлению. Но есть ли такой, кто помнил бы его как наставление?» (Камар, 54/17)

Значит, если человек жив сердцем, то понять Коран для него так же легко, как вспомнить то, что уже знаешь. Но если он сердцем мертв, ложные убеждения стали его верой и идеологией, и он уже ограничен ими, то понять нашу священную книгу для него становится трудно.

Некоторые мусульмане под влиянием западного образа мышления могут считать Коран чем-то подлежащим лабораторным исследованиям. Может казаться, что достаточно взять его, применить к нему методы герменевтики, и его смыслы обязательно станут ясны. А если какие-то аяты останутся неясными, то их можно объявить историческими, принадлежащими прошлому. Между тем, Коран сам показывает нам путь его понимания. Что же это за путь?

Понимание Корана – это указание им прямого пути всем людям, понимать его – значит обозначать векторы своего движения согласно ему. После того, как и верующий, и неверный перестанут быть ограниченными ложными понятиями и преисполненными предубеждений, они найдут Коран соответствующим своей природе и не будут испытывать трудностей с его принятием. Но если это благословенные слова Аллаха, записать полностью которые невозможно, даже если все моря превратятся в чернила, то человек будет продолжать понимать Коран, пока он верит в него и действует согласно ему.

Первая ступень для понимания – это быть человеком. И если это человек размышляющий, даже неверный, то этого достаточно для того, чтобы начать понимать нашу священную книгу. Поэтому в Коране говорится, что, в первую очередь, он является прямым путем для людей:

«Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью]» (Бакара, 2/185).

Вторая ступень – это быть верующим. Ведь вера это и есть действие в соответствии с Кораном:

«О люди! К вам от вашего Господа пришли увещевание, исцеление тому, что в сердцах, [указание на] прямой путь и милость верующим» (Йунус, 10/57).

В других аятах сообщается, что Корана является наставлением для верующих, милостью, благой вестью и ясным знамением. Значит, вера – это вторая ступень для углубления понимания нашей священной книги.

Третья ступень – это богобоязненность (таква). Человек богобоязненный следует повеления и запретам Всевышнего, оберегает себя. Т.е. богобоязненность – это практическое воплощение этих приказов и запретов.

«О вы, которые уверовали! Если вы богобоязненны, Аллах даст вам фуркан, простит вам ваши проступки и отпустит [грехи] — ведь Аллах велик щедростью» (Анфаль, 8/29).

Фуркан – это различие между истинным и ложным, между верующим и неверующим и т.п. Битву при Бадре, о которой много говорится в этой же суре (см. Анфаль, 8/41), также называют «днем различия» - йаум аль-фуркан, потому что она завершилась победой верующих и истина и ложь после нее отделились друг от друга. Фуркан – это также одно из имен Корана, потому что он является основной мерой для отделения истины от лжи. Как ясно из этого аята, если человек будет богобоязненным, то ему будет дарован фуркан, т.е. он обретет прозорливость, глубокое понимание и будет правильно понимать и Коран, и различать истину с ложью. Во 2-м аяте суры Бакара делается ударение на этом же: «Это Писание, в которого нет сомнения, — прямой путь (хидайат) для богобоязненных». Значит, более верное следование прямому пути связано с богобоязненностью, т.е. совершению деяний в соответствии с ним. На это же указывает и аят: «Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи» (Бакара, 2/282). Об этом говорится и в основанном на опыте высказывании: «Действуйте согласно тому, что вы знаете, тогда Аллах обучит вас тому, что вы не знаете».

Четвертая ступень для понимания – искренность (ихсан). Ихсан – это исполнение любого деяния самым совершенным и прекрасным образом, желая заслужить довольство Аллаха, с осознанием того, что Он видит тебя. Такого человека называют «искренним» - мухсин. Человек, достигший такой степени, начинает понимать самые глубокие смыслы Корана и выводить их.

«Это — аяты мудрого Писани, и они суть путеводства и милость для творящих добро (мухсинин)» (Лукман, 31/2-3).

Коран не является тем, что обязано быть понятным для нас. Кто хочет понять его, должен быть в мире с ним и перестать препираться с уммой


Источник: www.haksozhaber.ne

Перевод Гульсарии Ахметзяновой


Возврат к списку