Исламские новости

Был ли Толстой мусульманином? 24 Июля 2017

Был ли Толстой мусульманином?











С мусульманами Лев Николаевич соприкасался при учебе в Казани. Там же произошло его знакомство с мусульманской культурой, в том числе, он учил турецкий и арабский языки.

Наше стремление объявить знаменитых людей мусульманами, кажется, действительно уже является темой, достойной отдельного исследования. Че Гевара, Карл Маркс и Лев Толстой только некоторые из тех, кого мы приписали к приверженцам ислама.

То ли мы не стараемся выяснить истинную суть дела, то ли ленимся проводить исследования, то ли пытаемся приписать себе влияние, которого нет, точно не известно. Может быть и так, что наше искреннее в своей сути намерение поддерживается издательствами и журналистами с целью увеличить продажи, потому что это они распространяют новости о принятии ислама тем или иным известным человеком.

Толстой также является одним из тех, кого спустя сто лет после его смерти объявили мусульманином. Если исследовать тему подробнее, то можно заметить, что приписать к приверженцам ислама мы стремимся далеко не каждого известного человека. Как правило, для этого все же бывают какие-то основания. Кого-то мы считаем одним из нас, из мусульман, так как он был человеком добродетельным, боролся за справедливость или защищал притесняемых.

Принял ли ислам Лев Толстой, один из самых великих писателей, который, насколько известно, по происхождению был христианином и русским?


tolstoy-6.jpg


Толстой-писатель

Чтобы понять Толстого, следует узнать о семье, которая его воспитала. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. Будущий писатель не испытывал потребности в том, чтобы заботиться о хлебе насущном, поэтому занимался получением образования на свободной основе, брал частные уроки. Но его душа не находила покоя, он поступил на военную службу, участвовал в боевых действиях на Кавказе и Крыме. После отправился в путешествие по Европе, изучал западное искусство и движения мысли, но это только стало причиной его неприятия модернизма и позитивизма. Имея много досуга, Толстой обратился к литературному труду. Его произведения получили положительные отзывы известных писателей того времени.

Хотя здесь кажется все ясным, все это только одна сторона медали. Хотя семья, в частности жена, и убеждали Толстого сосредоточиться на писательстве, он, видя проблемы среды, его окружающей, не мог остаться в стороне от того, чтобы не поделиться своими критическими идеями на этот счет. Так он стал известен и как мыслитель.

Толстой-философ

Вторая, философская натура Толстого стала проявляться после душевного кризиса, пережитого им в 1874 г. Писатель, получивший известность своими произведениями, стал создавать и труды, в которых речь шла о проблемах религии, образования, нравственности, одним словом, всех сторон жизни. Например, он разработал свою педагогическую систему, которую и практиковал в открытой им в своей деревне школе. Он верил, что от рождения люди являются чистыми, и хотел вложить в души крестьянских детей, которых не коснулась цивилизация, т.е. зло, семена, которые в будущем позволили бы им стать великими мыслителями.


tolstoy-9.jpg


Ища материал для своих романов, Толстой стал изучать историю царской семьи. Найдя там немало нелицеприятных моментов, связанных с властью, политикой и государством, писатель охладел к оружию и армии, хотя в молодости сам воевал. Имея немалые возможности, он отказался от наполненной «грязью» и «испорченной» жизни в городе, предпочитая оставаться в своем имении в Ясной Поляне, среди «чистой» деревенской жизни.

В крестьянской рубахе  Толстой работал в поле, он также шил одежды, изготавливал обувь. Видя, в каких условиях живет элита, а в каких – крестьяне, писатель испытывал гнев по отношению к богатству.

Вместе со своей семьей Лев Николаевич часто держал пост, практиковал разные диеты, избегал обильной еды. Он всегда помогал бедным, вместе со своими близкими и последователями организовывал сбор помощи. При этом писатель не забывал напоминать и богатым, что подобной благотворительностью они не должны успокаивать свою совесть, а следует выяснить корень проблем и пытаться ликвидировать его. Чтобы уничтожить ненависть между богатыми и бедными, нужны не благотворительные мероприятия, а воспитание взаимной любви между людьми.

Как считал Толстой, после III в. н.э. христианская церковь отошла от пути Иисуса, поэтому он вступил в конфликт с православным духовенством. Он был отлучен от церкви, его объявили нигилистом и безбожником, ряд его книг был запрещен.

Хотя идеи великого писателя и философа и кажутся радикальными, он был против того, чтобы создав какую-то организацию, начать борьбу с оружием в руках или без, так как был противником насилия. Он считал, что надо придерживаться пути Иисуса, следуя любви. В противоположность многим мыслителям той эпохи, в его жизни и философии вера занимала значительное место. Но его видение веры отличалось от видения Церковью.

Творчество же Толстой понимал так, что плоды этого творчества должны быть понятны народу. По его мнению, обвинять народ в непонимании искусства является гордыней и безнравственностью, к тому же, это просто выдумка богатых. По этому аспекту он подвергал критике многих представителей творческой интеллигенции.

Влияние идей Толстого прослеживается, в первую очередь, не в русской философии, а в философии пассивного сопротивления, проповедуемой Махатмой Ганди. Два мыслителя даже обменивались письмами.

Связь Толстого с мусульманами

С мусульманами Лев Николаевич соприкасался при учебе в Казани. Там же произошло его знакомство с мусульманской культурой, в том числе, он учил турецкий и арабский языки. Участвуя в военных действиях на Кавказе и в Крыму, писатель встречался с турками, кавказскими мусульманами, познакомился с имамом Шамилем и Хаджи Муратом.

На основе своих воспоминаний и проведя дополнительные исследования, Толстой создал повести «Казаки» и «Хаджи Мурат», связанных с кавказскими мусульманами. Опыт участия в боевых действиях настроил его категорически против всяких войн.

Когда захваченные в плен в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. турецкие военнопленные были отправлены в Тулу, Толстой прибыл туда вместе с детьми. Лев Николаевич раздал пленным деньги и сигареты, расспрашивал о том, как они живут. Увидев у каждого Коран, писатель не смог скрыть удивление.

Среди тех известных людей его времени, с которыми переписывался Толстой, был и Мухаммад Абдо. Этот мусульманский деятель в своих посланиях выражал восхищение умом и талантом Льва Николаевича, писал, что в Египте многие находятся под  его влиянием. Русский писатель же в ответ сообщал о своей признательности.

Спустя примерно сто лет после смерти Толстого стали появляться утверждения о принятии им ислама. Был издан сборник высказываний пророка Мухаммада, созданный якобы писателем и скрываемый многие годы. Хотя является спорным, реально авторство Толстого или нет, известны его письма, в которых он пишет о положительном влиянии на него Мухаммада и ислама. Задумав уйти из дома от непонимающих его окружающих, церкви и учеников, писатель планировал через Болгарию перебраться в Турцию.

Все эти сведения взяты из книги Анри Труайя «Лев Толстой». Желающие узнать больше деталей могут обратиться к ней.

Хотя сейчас уже невозможно узнать, с какой целью Лев Николаевич стремился попасть в Турцию, имел ли он намерение там принять ислам, в его взглядах и образе жизни, которому он хотел следовать, прослеживается близость к исламу. Даже если мы предположим, что он не испытывал никаких симпатий к нашей религии, в его мыслях и образе жизни, подобном суфийскому, есть много такого, чему мусульмане могли бы у него поучиться.

Юсуф Тунчбилек

 

Источник: http://www.dunyabizim.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой


Возврат к списку