Исламские новости

6 великих людей, принявших ислам 21 Сентября 2018

6 великих людей, принявших ислам







Есть немало примеров того, как отдельные люди, принимая ислам, меняли сам ход истории.

Бармакиды

Буддистский род бармакидов издавна правил Балхом. Когда в середине VII в. эта территория вошла в состав омейядского государства, то весь этот род принял ислам. После 750 г. в эпоху аббасидов бармакиды получили славу как мудрые правители. Они передали аббасидским халифам, не сведущим в организации  бюрократической системы огромного государства, столетний опыт управления, накопленный ими во времена Персидской империи.

1440_2960612245d6d7a47ebd802ce565f1fdf22db8.jpeg

Бармакиды сыграли важную роль в становлении империи к концу VIII в. Широко известно имя Яхъи ибн Халида аль-Бармаки. Он был приставлен как советник и воспитатель к молодому Харуну ар-Ращиду, который будет халифом в золотые годы правления аббасидов. Во многом благодаря Яхъе ибн Халиду ар-Бармакиду при Харуне ар-Рашиде халифат жил в мире с соседями, экономика его развивалась, оказывалось покровительство ученым и была создана инфраструктура, соперничающая с древнеримской. Таким образом, семья бармакидов оставила такой след в истории мусульманского мира, что его влияние на политическую жизнь прослеживалось на протяжении веков.

 

Хан Берке ( - 1266 г.)

В середине XIII в. Берке хан, внук Чингиз хана, был значимой фигурой для монгол. Как и весь его народ, он исповедовал шаманизм – разновидность язычества. Берке командовал одним из подразделений монгольской армии, выступившей в 1236 году под предводительством Бату в западный поход – на Кавказ, Западную Европу и кыпчакские степи.

Возвращаясь в Монголию, он остановился в Бухаре, чтобы получить ответы на свои вопросы по исламу. Он оказался восприимчив к вере и стал мусульманином. Таким образом, Берке хан – это первый монгольский правитель-мусульманин. Узнав о принятии им ислама, многие его воины последовали его примеру. Это привело к тому, что монгольская армия, завоевавшая многие мусульманские территории, в том числе и Багдад, отступила.

Когда в 1258 г. распространилась весть о завоевании Багдада Хулагу ханом, то Берке хан, дал слово отомстить: «Он (Хулагу) захватил мусульманские города и стал причиной убийства халифа. С помощью Аллаха я призываю отомстить ему за пролитую кровь мусульман». Заключив союз с мамлюками, Берке хан остановил Хулагу и спас территории Египта, Сирии и Хиджаза от разрушения и порабощения.

заганос паша.jpg

Заганос-паша ( -1461 г.)

Заганос-паша по происхождению был греком или албанцем. В детстве был отправлен в янычары. Как и другие янычары, наряду с получением религиозного образования, он обучался основам управления и военного дела. Позже он был назначен воспитателем и советником молодого шахзаде, который впоследствии стал султаном Мехметом II.

Когда его воспитанник взошел на трон, Заганос-паша стал его визирем. Именно с ним султан советовался по всем вопросам государственного управления, в частности, по поводу завоевания в 1453 г. Константинополя. Его наследие – это мечети, источники и общественные бани, которые и сегодня украшают Балыкесир и Эдирне.

 ибрахим мутеферрика.jpeg

Ибрахим Мутеферрика (1674-1745)

Ибрахим Мутеферрика родился в 1674 г. в венгерском городе Коложваре. Он был унитарианцем, но попал в турецкий плен и оказался в Стамбуле. Здесь он принял ислам и сделал карьеру при дворце, получив привилегированную должность мутеферрика. Так как Ибрахим Мутеферрика знал разные языки, то выступал в качестве дипломата, входя в состав посольств в разные страны. В Турции он также известен как основатель первой типографии. Он издал множество атласов, словарей и религиозных книг. Наряду с этим, Ибрахим Мутефаррика является автором трудов по истории, теологии, социологии и астрономии.

 Александр Рассел Уэбб.png

Александр Рассел Уэбб

К концу XIX в. в Америке СМИ стали превращаться в действенный инструмент влияния на общество. Одним из журналистов, который сыграл роль в этом процессе, быть Александр Рассел Уэбб. Разочаровавшись в христианстве и будучи начитанным культурным человеком, он занялся духовными поисками, стал изучать другие религии. Особенно заинтересовал его ислам. В 1887 г. Уэбб был назначен консульским представителем США на Филиппинах. Это дало ему возможность узнать об исламе непосредственно от филиппинских мусульман.

Хотя первыми представителями ислама, которые познакомили его с этой религией, были последователи ахмадийского движения, не являющегося ортодоксальным, Уэбб позже открыл для себя и настоящий ислам. Он путешествовал по мусульманскому миру, изучать исламские науки и знакомился с улемами. В 1893 г., уйдя в отставку со своего поста в Министерстве иностранных дел, Александр вернулся в Америку. Здесь он написал несколько книг, посвященных исламу, стал издавать газету, пропагандируя эту религию. До начала XX в. этот выдающийся деятель продолжал оставаться самым известным голосом ислама в Америке. Даже султан Абдульхамид II даровал ему звание почетного консула Османской империи. Александр Уэбб скончался в 1916 г. и был похоронен в Резерфорде в Нью-Джерси.

малькольм икс.jpg

Малькольм Икс (1925-1965)

Детство и юность Малькольма Икса были трудными. В 1946 г. он даже попал в тюрьму, где провел 8 лет. К тюрьме он увлекся идеями организации «Нация ислама», которые далеко расходились с традиционным исламом. В частности, провозглашается превосходство черной расы, а белая обвиняется во всяческих грехах. К середине 50-х гг. Малькольм Икс стал лидером этой организации и одним из самых известным борцов за права чернокожих в Америке. Но к концу этого десятилетия идеология «Нации ислама» перестала удовлетворять его. Оставив это движение, он стал изучать традиционный ислам, в 1964 г. совершил хадж, путешествовал по мусульманским странам и по Африке. После этого, вернувшись на родину, Малькольм Икс стал распространять ислам среди афро-американцев. Его выступления, в которых он, в частности, критиковал «Нацию ислама», стали причиной враждебного отношения к нему прежних единомышленников. Ведь под его влиянием часть членов названной организации покинули ее и приняли традиционный ислам. В 1965 г. Малькольм Икс погиб от рук убийц из «Нации ислама». Хотя в качестве приверженца традиционного ислама он выступал только небольшую часть своей жизни, он оставил на этом поприще наследие, достойное внимания. Он стал символом для мусульман Америки и остался в памяти всего человечества как борец за права человека.

Источник: lostislamichistory.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

 


Возврат к списку