Исламские новости

Имам Газали – доказательство ислама 11 Февраля 2019

Имам Газали – доказательство ислама






В декабре исламский мир отметил 907-ю годовщину со дня смерти имама Газали – великого ученого, который за свои заслуги был прозван «доказательством ислама».

Полное имя ученого звучит как Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад, его кунья – Абу Хамид, а титулы – Худжат аль-ислам (Доказательство ислама) и Зайнуддин (Украшение веры).

Так как его иджтихад близок к шафиитскому, предполагается, что он принадлежал к этому мазхабу. Родился ученый в районе Газал города Тус в 1058 г. (450 г. по хиджре).

Хотя его отец был беден, но это был праведный человек, посещавший собрания ученых, по мере своих сил помогающий другим и творящий добро. Оба его сына – Мухаммад и Ахмад – обучившись знаниям в медресе, стали светочами знаний для мусульман.

Сначала Газали учился в Тусе, потом отправился в Джурджан, где некоторое время обучался у имама Абу Насра Исмаили, а потом вернулся в родной город. Спустя три года для продолжения образования он решил отправиться в Нишапур, который в то время был крупным центром религиозных наук и культуры. Там он стал учеником Имама Харамайна Абу Маали аль-Джувайни.

Заметив в своем ученике глубокий ум и старательность, учитель стал уделять ему особое внимание, обучая его таки наукам, как основы хадиса, основы права, калям, логика, исламское право и искусство ведения диспутов.

Завершив образование в Нишапуре, по приглашению Низамульмулька, знаменитого сельджукского везиря, покровительствующего науке и культуре, Газали прибыл в Багдад. Убедившись в его глубоких познаниях и способности вносить ясность в разные вопросы, Низамульмульк стал оказывать ему свое покровительство. Таким образом, в 34 года имам Газали был назначен преподавателем (мударрис) багдадского медресе «Низамия». Он подготовил около 300 учеников, среди которых были такие как Абу Мансур Мухаммад, Мухаммад ибн Асад ат-Туси, Абу Хасан аль-Баланси, Абу Абдуллах Джумарт аль-Хусайни.

В этот период своей жизни имам Газали создал ряд трудов, которые вошли в сокровищницу мусульманской мысли. Среди них можно назвать «Китаб аль-басит филь-фуру», «Китабу аль-васит», «аль-Ваджиз», «Маахиз аль-хилаф», «Китабу фадаилиль-бадынийа ва фадаилиль-мустахзарийа» . Он заслужил уважение не только ученых и государственных деятелей, но и простого народа. В то же время, выучив греческий язык, Газали около трех лет занимался изучением трудов древнегреческих и римских философов. Результатом этих исследований стали книги «Макасил аль-фаласафа» и «Тахафут аль-фаласифа».

Когда европейские ученые считали землю плоской, Газали доказывал, что наука того времени и философия заблуждаются, земля является шарообразной. Также ученый занимался и темами, далекими от богословиями. Он рассматривал и медицинские вопросы, например, он доказывал, что печень очищает кровь от токсинов и микробов, исследовал функции селезенки, почек и желчного пузыря.

В какой-то период имам Газали решил круто изменить свою жизнь. Оставив на место преподавателя (мударрис) своего брата Ахмада, он покинул Багдад, посвятив себя получениям знаний и путешествиям. За два года пребывания в Шаме он написал свой самый ценный и известный труд – «Воскрешение наук о вере».

После 10 лет, проведенных в странствиях, имам Газали по просьбе сульджкуского везиря Фахр аль-Мулька вернулся к должности преподавателя в медресе «Низамия». В это время он написал «Мишкату аль-анвар» - труд, посвященный тасаввуфу.

Последние годы своей жизни великий ученый провел в качестве суфийского наставника (муршид). В этот период он создал такие труды, как «аль-Мункизу мин ад-даляль», «Саляфи салихин мазхаби худжату аль-ислам», «Ильджам аль-авам ан ильми аль-калям».

Согласно данным, собранным египетским ученым Абдуррахманом Бадави, имам Газали за свою жизнь написал 457 книг. До наших дней дошли только 75 из них.

Суфийским наставником имама Газали был Абу Али Фармади. Газали, прославившийся как несравненный знаток явных (захир) наук, в тасаввуфе также достиг степени наставника (муршид).

К концу своей жизни великий ученый вернулся на родину в Тус. Неподалеку от его дома были построены медресе и суфийская обитель (текке). Скончался он на 53-м году своей жизни 19 декабря 1111 г.

Источник: https://www.aa.com.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку