Исламские новости

Духовные болезни, поразившие мусульман в последние два века 1 Июля 2019

Духовные болезни, поразившие мусульман в последние два века





Те проблемы, которые охватили исламскую общину в последние два века, в корне отличаются от тех, которые наблюдались до этого на протяжении истории. Как говорится и в хадисе, мусульмане стали похожи на морскую пену – они так же многочисленны и слабы.

Чтобы исправить такое положение вещей, мусульмане обращались к разным мерам. Главным образом, использовалось два метода. Первый – это просвещение по западному образцу. Главные принципы этого метода раскрываются в книге Тахи Хусаина «Будущее культуры Египта» следующим образом:

«Путь возрождения ясен и прям. На нем нет никаких поворотов. И это следование путем Европы для того чтобы стать равными ей в культурном отношении – в добре и зле, в том, что кажется горьким, и что кажется сладким, в том, что нам нравится и не нравится, в том, что превозносится и что порицается».

Второй метод же – это возвращение к истокам ислама. Два этих направления реформирования в последние два века оказали влияние на весь исламский мир. Перед тем, как рассмотреть их подробнее, нам кажется полезным указать те болезни, которые поразили исламскую общину.

Эти болезни можно разделить на две группы – теоретические и практические, т.е. болезни вероубеждения и болезни, выражающиеся в несоответствии поступков мусульман нормам шариата.

Главная из болезней вероубеждения – это отдаление от того смысла, который вкладывали в слова «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад – пророк Его» первые поколения мусульман, и понимание их в ущербном виде. Можно утверждать, что в наше время от этих «слов свидетельства» сохранилось только их произнесение.

Если говорить о конкретных болезнях вероубеждения, то здесь можно отметить следующие:

- Вера – это только повторение (тасдик) «слов свидетельства». Соответствующие вере деяния необязательны.

- Предпочтение второстепенных религиозных действий перед теми, которые Аллах сделал для нас обязательными (фард).

- Постепенное вытеснение понятия «поклонение» (ибада) из повседневной жизни.

- Неправильное понимание упования на Аллаха.

- Неправильное понимание веры в предопределение (када) и исполнение предопределения (кадар), трактовка предопределения как принуждения.

- Понимание земного мира (дунья) и загробного (ахира) как двух противоположностей друг друга.

- Разногласия между мазхабами и мазхабный фанатизм.

- Ослабление веры в Судный день.

Список можно продолжить, но главными проблемами мы считаем перечисленные. В мусульманских обществам их можно видеть как по одному, так и все вместе.

Вторая группа болезней – это  нарушение границ Аллаха, установленные Им как «дозволенное (халяль), запретное (харам), похвальное (мустахаб) и порицаемое (макрух)», привнесение в свои действия запретного (харам) и порицаемого (макрух). Болезнь таких поступков связана с болезнью вероубеждения, потому что человек в таком случае преступает границы, начертанные для него Всевышним. Главные из болезней этой группы следующие:

- Не держать слово.

- Лгать.

- Сплетни (гыйбат) и пустословие.

- Не быть надежным.

- Не уважать время.

- Не желать выполнить свою работу самым лучшим образом.

- Провоцировать других и не стараться избегать этого.

- Жертвовать общественными интересами.

- Льстить власть предержащим.

- Неорганизованность, не приемлющая организованность, отсутствие планов, люди быстро вдохновляются на какое-то дело, но так же быстро остывают к нему.

Это болезни, которые в последние два века получили распространение в исламской общине. И естественно, они влияют на веру.

Так как болезни веры совпали с той эпохой, когда исламский мир постигли многочисленные бедствия, то мусульмане сейчас находятся в таком опасном положении, в каком не были протяжении всей истории. Естественным результатом перечисленных болезней стало отставание исламского мира от других культур. И наша община платит за это отставание сейчас кровью, слезами и насилием.

Мехмет Айайдын

Выдержки из книги «Проблема просвещения в исламском мире» («İslam Dünyasında Aydınlanma Sorunu») профессора Мухаммеда Кутуба

Источник: https://www.ilimvemedeniyet.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку