Исламские новости

Явится ли Даджаль? 3 Октября 2019

Явится ли Даджаль?


На протяжении четырнадцати веков среди ученых не существовало разногласий по поводу того, что перед Концом света на землю явится некий человек, именуемый Даджалем, который объявит себя божеством и будет сбивать людей с прямого пути. Но в последнее время появились ученые, которые не согласны с этим и утверждают, что пришествия Даджаля в том виде, как это понимали всегда, не состоится.

Хадисы, в которых говорится о признаках Судного дня, с самой древности подвергались самым разным толкованиям. Но ученые ахль сунны всегда были единодушны относительно одного пункта: перед Концом света появится человека, именуемый Даджалем (Антихрист, Лжемиссия), он объявит себя божеством, будет показывать чудеса, и многие люди поверят ему. После с неба спустится Иса (а.с.), который возглавит армию мусульман и убьет Даджаля.

В последние пятьдесят лет по поводу этого вопроса, относительно которого среди исламских ученых не было разногласий в течение четырнадцати веков, стали высказываться новые соображения. Суть их в следующем: «В Коране ничего не говорится о появлении Даджаля. Хадисы, в которых он упоминается, слабые. Поэтому неправильно обвинять тех, кто считает, что Даджаль – это не материальный объект, в неверии и заблуждении».

Появится Даджаль или нет? Спустится с неба Иса (а.с.) или нет? На эти вопросы мы не можем ответить на основе своих умозаключений, потому что они относятся к тем, которые нельзя понять только с помощью разума. Опорой и доказательствами для мусульман в таких относящихся к скрытым (гайб) темах служат аяты и хадисы. Возможно, нет такого аята, в котором ясно сообщалось бы о появлении Даджаля. Те ученые, которые, ссылаясь на хадисы, считают, что Даджаль обязательно придет, приводят и некоторые аяты в пользу своего мнения (см. Али Имран, 3/46; Аль-Анам, 6/158; Мумин, 40/57; Аль-Аляк, 96/6; Мухаммад, 47/19; Аль-Бакара, 2/256-257).

Начиная с Абу Ханифы, Ахмада ибн Ханбала, Абу Мансура аль-Матуриди, Абу Хасана аль-Ашари, и большинство мусульманских ученых эпохи праведных предшественников (саляф), и матуридиты, и ашариты, и шииты, и мутазилиты, основываясь на хадисах, передаваемых от Посланника Аллаха (с.а.в.), единодушно утверждали, что во времена, близкие к Концу света, явится некий человек, именуемый Даджалем, который будет обладать рядом сверхъестественных способностей. Потом с неба спустится Иса (а.с.) и убьет его. Сотни тысяч, а, может, и миллионы мусульманских ученых, живших примерно до середины XX века, придерживались такого же мнения. Этот вопрос относится к скрытым (гайб), и подход богословов к таким темам следующий: что сказал Посланник Аллаха (с.а.в.), то и есть истина, потому что его слова всегда правдивы, и когда дело касается религии, то он говорит не по своей воле, а сообщает то, о чем просветил его Всевышний.

وَالنَّجْمِ إِذَا هَوَى . مَا ضَلَّ صَاحِبُكُمْ وَمَا غَوَى . وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى . إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى 

«Клянусь звездой во время ее заката! Не заблудился ваш собрат и не обольщен [демонами]. И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) – лишь откровение внушенное» (Ан-Наджм, 53/1-4).

Каждый верующий обязан принимать все то, о чем сообщил Посланник Аллаха (с.а.в.), в неизменном виде и верить в это. Никто не обладает правом на основе каких-то своих оценок отрицать высказывания нашего Пророка (с.а.в.). Хотя все это общеизвестные истины, будет полезным привести несколько аятов на эту тему:

قُلْ أَطِيعُواْ اللهَ وَالرَّسُولَ فإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّ اللهَ لاَ يُحِبُّ الْكَافِرِينَ

«Скажи [, Мухаммад]: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих» (Али Имран, 3/32. Также см. Али Имран, 3/132; Ан-Ниса, 4/59; Маида, 5/92; Аль-Анфаль, 8/20, 46; Ан-Нур, 24/54; Мухаммад, 47/33; Аль-Муджадаля, 58/13; Ат-Тагабун, 64/12).

مَّنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظاً

«Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху. А если кто отказывается повиноваться, то ведь Мы не назначали тебя стражем над ними» (Ан-Ниса, 4/80. Также см. Ан-Ниса, 4/12, 69; Ан-Нур, 24/52; Аль-Ахзаб, 33/71; Аль-Фатх, 48/17).

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللهَ إِنَّ اللهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании» (Аль-Хашр, 59/7).

Есть много аятов, в которых повелевается следовать за Посланником Аллаха (с.а.в.), подчиняться ему, принимать то, что он сообщил, выполнять его повеления и быть далеким от того, что он запретил. Сообщается, что знания и мудрость, дарованные нашему Пророку (с.а.в.), были равны Корану (или были даже в два раза больше его).

Вернемся к теме Даджаля. Так как она относится к скрытым (гайб), мы не можем сказать что-то по этому поводу на основе только своих умозаключений. И если о приходе Даджаля поведал Посланник Аллаха (с.а.в.) и то, что этот приход состоится, на протяжении четырнадцати веков признавали исламские ученые, то с чего это вдруг нам отрицать его появление?

Такие придерживавшиеся модернистического и реформистского подхода к религии ученые, как Мухаммад Абдо и его ученик Рашид Риза, были первыми, кто стали по-своему понимать и истолковывать связанные с Даджалем хадисы. Ряд богословов, попав под влияние упомянутых деятелей, встали в оппозицию к общепринятой точке зрения по этому вопросу. А названные хадисы стали толковать как «распространение мирских удовольствий, зла и отрицания Творца». Были и те, кто утверждал, что Даджаль – это коммунизм, материализм, сионизм, распространение неверия, шайтаны и т.п.

Во время своего прощального хаджа, Посланник Аллаха (с.а.в.) велел: «Пусть люди замолчат и послушают». Потом он вознес хвалу Аллаху и произнес длинную речь о Масихе (Мессия) и Даджале. В частности, он сказал:

«Каждый пророк, ниспосланный Аллахом, предостерегал свой народ от него [т.е. от Даджаля]. Нух (а.с.) предостерегал свой народ о нем, также это делали и пророки после него. Он [т.е. Даджаль] появится среди вас. Вы узнаете его. Вы знаете, что ваш Господь не одноглазый. А он [т.е. Даджаль] будет одноглазым. [Один] его глаз похож на выпуклую виноградину. [Между двух его глаз будет написано «неверный». Это сможет прочитать каждый мусульманин]».

Все ученые ахль сунны признают «Шесть сборников» в качестве источника самых надежных хадисов. Они не выражали сомнений по поводу достоверности таких высказываний Посланника Аллаха (с.а.в.), которые приводят и Бухари, и Муслим. Между тем, помещенный выше хадис встречается в сборниках Бухари, Муслима, Абу Давуда и других. Здесь Посланник Аллаха (с.а.в.) не только сообщает о грядущем приходе Даджаля, но и отмечает те черты, какими тот будет обладать. В частности, Даджаль является человеком, который объявит себя божеством. Его слепой правый глаз будет выпучен и похож на виноградину. Каким же образом те, кто считает, что Даджаль не представляет собой материальный объект, могут, интересно, объяснить те его черты, которые описывает Посланник Аллаха (с.а.в.), например, его глаза.

Собственно говоря, это появившееся в последние пятьдесят лет поветрие, основывается на том, что умаляется само значение хадисов, даже самые достоверные из них объявляются слабыми. А последнее, в свою очередь, позволяет заявить, что нельзя с помощью хадисов обосновывать какое-либо положение (хукм) ислама. Но такой подход приносит не пользу нашей религии, а только вред, потому что если отказаться от хадисов и Сунны, то не останется возможности правильно понимать ислам и жить в соответствии с ним. Изучая только Коран, мы не сможем узнать многие основные постулаты нашей религии. Ведь в нашей священной книге не говорится в подробностях, как именно совершать намаз и хадж, выплачивать закят. Также в ней не упоминаются многие запретные и дозволенные деяния.

Между тем, ни один исламский ученый не призывает: «Действуйте в соответствии с подложными (мавзу‘) хадисами». Но никто и не обладает правом объявлять достоверные хадисы слабыми или подложными (мавзу’). Это противоречит и разуму, и нашей религии. Этим не будут довольны ни Аллах, ни Его Пророк (с.а.в.).

Зеки Сарытопрак

Источник: https://islamansiklopedisi.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку