Исламские новости

Османская империя: Школы Эндерун 10 Апреля 2019

Османская империя: Школы Эндерун


начало статьи читайте: Системаобразования и обучения в Османской империи

Словом «эндерун», означающим «внутренняя часть чего-либо», «изнанка», «внутренние покои», именовали учебные центры по подготовке кадров для сферы управления, финансов и т.п.

В авангарде учреждений, сделавших Османское государство империей, идет центр Эндерун, в нем формировался кадровый состав чиновничьего аппарата, в котором нуждалось государство. Ученики, которых набирали в этот учебный центр, обладали очень высоким интеллектом и были талантливы. Так, например, ведущий психолог Льюис Термен (разработчик шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине) сказал следующее об уровне детей, которых набирали в Эндерун: «Впервые метод тестирования для измерения уровня интеллекта был применен в Османской империи в отношении учеников, отобранных для обучения в Эндеруне».

Эндерун, основанный во время Мурада II, достиг своего подлинного расцвета в период Фатиха Султана Мехмета. Во время его правления Эндерун перестал быть исключительно составной частью системы девширме и был ориентирован на подготовку кадров, необходимых для управления государством.

Британский посол, живший в Стамбуле говорил следующее по поводу центра подготовки Эндерун: «Османы не чинили зла своим пленникам, демонстрировали по отношению к ним братские отношения. У детей измерялся уровень интеллекта в независимости от их национальной или конфессиональной принадлежности. Дети с высокими интеллектуальными способностями отбирались и обучались в дворцовой школе Эндерун высокопрофессиональными учителями; им преподавались исламские знания, исламская этика, наука, культура. Их воспитывали как сильных и успешных мусульман. Выдающиеся военачальники, которые вели османскую армию от одной победы к другой, такие династии избранных политиков и управленцев как Соколлу и Кёпрюлю — все это были те талантливые дети, которые воспитывались таким образом. Для того, чтобы сдержать османскую экспансию, необходимо разрушить Эндерун и являющиеся ее ответвлениями медресе».

Главной особенностью Эндеруна, в котором преимущество отдавалось обучению военному делу, политике и техническим наукам, являлось его расположение внутри дворцового комплекса и преподавание на турецком языке. Своды законов Фатиха и положение Эндеруна показывают, что в период Османской империи турецкому языку в качестве государственного придавалось должное значение. Именно благодаря Эндерун он сохранял свой статус в этой многонациональной империи.  Эндерун — это учебный центр, находившийся во дворце. Обязанностью этой школы было воспитание чиновников и служащих, которые будут работать во дворце, армии и участвовать в делах государства. Те, кто обучались в этом центре, были обязаны знать турецкий язык наилучшим образом.

  В Эндерун набирались ученики, отобранные из «чужеземных мальчиков». В качестве подготовительных курсов в Эндерун они раскидывались по дворцовым школам. Всего таких школ было четыре: школа при дворце Эдирне, школа при дворце Галата, школа при дворце Ибрахима Паши, школа при дворце Искендера. Они проходили обучение в комнатах дворца, специально выделенных под это.

В Эндерун набирались одаренные дети их христианских семей, как правило, эти были послушные и умные мальчики, способные и имевшие приятную наружность. Эти дети, собиравшиеся по системе девширме, воспитывались в Эндерун как хорошие мусульмане, надежные и профессиональные государственные деятели, а также люди искусства. Здесь мы отдельно должны отметить, что изначально в Эндерун набирались дети исключительно по системе девширме, однако позднее туда начали набирать мусульманских детей из Стамбула и Анатолии. На самом деле турецких детей в Эндерун начали набирать в период Сулеймана Великолепного. Поэтому османская бюрократия не состояла исключительно из людей, набранных по девширме. В службах диван и ташра также существовало продвижение по карьерной лестнице, а контингент их был преимущественно турецким.

Обучение в Эндерун был сосредоточено вокруг следующих четырех аспектов:

·                    Физическая подготовка.

·                    Практическое занятие дворцовыми делами.

·                    Специализация в сферах, к которым у учеников были способности.

·                    Умножение знаний в области ислама посредством теоретического обучения.

Вся образовательная деятельность была комплексной. Обучение проходило в семи следовавших друг за другом палатах (ода). Эти палаты также называли «когуш». Ученики выполняли во дворце обязательную программу каждой из палат. Продолжительность обучения в палатах варьировалась от одного года до двух лет.

Эндерун состоял всего из семи палат от низшей до высшей. Эти палаты выстраивались следующим образом: Большая палата (бююк ода), Малая палата (кючюк ода), Палата сокольничего (доганджи одасы), Военная палата (сеферли одасы), Палата эконома (килер одасы), Казначейская палата (хазине одасы) и Личные покои (хас ода). Ученики начинали обучение с низшей палаты и двигались выше. Учеба имела две формы: практическую и теоретическую. Практическими были такие предметы, как дворцовые и протокольные службы; такие спортивные мероприятия, как борьба, прыжки, владение саблей и стрельба из лука; и такие изящные искусства, как каллиграфия, музыка и др. Теоретическими же были турецкий, арабский и персидский языки, синтаксис, морфология, поэзия, риторика, литература, логика, география, астрономия, история, геометрия, алгебра и исламские науки (хадисоведение, тафсир, фикх, калам и т.п.).

Это сыгравшую важную роль образовательное учреждение подготовило большое количество великих визирей, визирей, высокопоставленных военных и множество каллиграфов, поэтов, музыкантов, художников и мастеров миниатюры. Эти люди за счет безупречности полученного в Эндерун образования долгие годы служили Османскому государству. В результате открытия военных школ по западному образцу и постоянного увеличения их числа значимость Эндеруна падала. В условия постоянного распространения образования современного типа по западному образцу, Эндерун также пытался перенять эту практику, но не смог ответить на вызов эпохи. В городе стали открываться различные турецкие и иностранные общественные учреждения и профессиональные учебные заведения. Выпускники Эндеруна перестали иметь привилегии при назначении на государственные должности, как это было в период, предшествовавший Танзимату. Все это привело к тому, что эта колыбель знаний потеряла свой авторитет, от чего так и не смогла оправиться. Вскоре после провозглашения второй Конституции, она была окончательно закрыта. Эндерун, просуществовавший вплоть до 1909 года, выполнял важную функцию в истории турецкого образования.

Мехмет Дери

Список использованной литературы

Книги и статьи

-AKAY, Hasan, İslamî Terimler Sözlüğü, İşaret Yay., İstanbul 1995.

-BALTACI, Cahit, “Medrese ve Elemanları”, Diyanet İlmî Dergi, C. 6, S. 3, Ankara 1977, ss.133-141.

– —————–, “Eğitim Sistemi”, Osmanlı Dünyayı Nasıl Yönetti? İz Yay., İstanbul 1996.

– DÖĞEN, Şaban, İslam ve İlim, Gençlik Yay., İstanbul 1993.

– ERÜNSAL, İsmail, “İslam Medeniyetinde Kütüphaneler”, D.G.B.İ.T., Çağ Yay., C. 14, İstanbul 1993, ss.260-264.

– KAZICI, Ziya, İslam Medeniyeti ve Müesseseleri Tarihi, Kayıhan Yay., İstanbul 1993.

– KILIÇ, Ahmet, “Enderun Mektebi Eğitimi ve Özellikleri”, İlkadım Dergisi Eğitim Özel Sayısı, S.111-112, Nevşehir 1997, ss.36-41.

– KODAMAN, Bayram, “Osmanlılarda İlim, Din ve Sosyal Müesseseler”, D.G.B.İ.T., C. 12, ss. 41-48.

– KOPRAMAN, Kazım Yaşar vdğr, Lise Tarih 3, MEB. Yay., Ankara 1995.

– ORTAYLI, İlber, Osmanlı’yı Yeniden Keşfetmek 2, Timaş Yay., 2. baskı, İstanbul 2006.

– ÖZTUNA, Yılmaz, Lise Tarih 3, MEB. Yay., Ankara 1976.

– SERTOĞLU, Mithat, Osmanlı Tarih Lügati, Enderun Kitabevi Yay., İstanbul 1986.

– YILDIRIM, Kazım, Düşünce ve Medeniyet Tarihi, Elif Ofset, Edirne 1992..

 

Статьи Энциклопедии

– ER, İzzet, “Ahilik” mad., Sosyal Bilimler Ansk., Risale Yay., C. 1, İstanbul 1990, ss. 9-12.

– ERÜNSAL, İsmail, “Kütüphane” mad. D.İ.A., T.D.V. Yay., C.17, İstanbul 2004, ss. 23-30.

– İPŞİRLİ, Mehmet, “Enderun” mad., D.İA., C. 11, İstanbul 1995, ss. 185-187.

– ——————-, “Medrese”, “Osmanlılarda Medrese”, D.İ.A., C. 28, İstanbul 2003, ss. 327-331.

– KARA, Mustafa, “Fütüvvet” mad., Sosyal Bilimler Ansk., C. 3, ss. 166-168.

– KAZICI, Ziya, “Ahilik” mad., D.İ.A., C. 1, İstanbul 1988, ss. 540-542.

– ÖZBİLGEN, Erol, “Enderun Mektebi”, Osmanlı Ansk., İz Yay., C. 4, İstanbul 1996, ss. 228-232..

-ULUDAĞ, Süleyman, “Fütüvvet” mad., D.İ.A., C. 3, İstanbul 1996, ss. 259-260.

– ÜLGEN, Erol, “Ahilik” mad., Osmanlı Ansk., C.1, ss. 24-28.

– YENİ REHBER ANSK., “Ahilik” mad., İhlas Yay., C. 1, İstanbul 1993, ss. 248-252.

– ——————————-, “Enderun” mad., C. 6, ss. 319-322.

– ——————————-, “Kütüphane” mad., C. 12, ss. 363-365.

– ——————————-, “Medrese” mad., C. 13, ss. 328-331.

Источник: http://www.kalemguzeli.net

Перевод Фаиля Фахрутдинова специально для Исламского портала

Продолжение следует


Возврат к списку