Исламские новости

Суфизм – мистическая сила Ислама 14 Января 2021

Суфизм – мистическая сила Ислама







Тридцать лет назад крах шахского правительства ознаменовал начало Исламской революции в Иране, и с тех пор тема Ислама редко покидает заголовки газет. Слишком часто мы слышим об этой религии в контексте нетерпимости и, зачастую, насилия - о жестокости «Аль-Каиды», о женоненавистничестве талибов, об ядерном оружии в Пакистане и, возможно, в самом Иране. Даже в Европе многие опасаются роста радикального исламского присутствия. Уже на протяжении трех десятилетий западные исследователи пытаются понять, в чем заключается сила и привлекательность Ислама, его способность вдохновлять бедных и свергать правительства. Но при всем этом пристальном внимании большинство наблюдателей упустили важнейшую часть истории: глобальную сеть благочестивых религиозных братств, которые, по всей логике, должны стать решающими союзниками Запада в борьбе с экстремизмом.

Суфии – это сила, которая сделала ислам второй по величине религией в мире, насчитывающей 1,2 миллиарда последователей. Являясь не сектой, а скорее наследниками древней мистической традиции как в суннитской, так и в шиитской ветвях ислама, суфии на протяжении веков сочетали духовный поиск с защитой и распространением веры по всему миру. В авангарде Ислама всегда находились мистики и элитные воины, дервиши и проповедники, харизматические чудотворцы и властители, аскетические суфии. Расширяя физические границы исламского мира, они также были важным элементом для духовной составляющей веры и культуры. Сегодня суфийская традиция глубоко пронизывает властные структуры многих мусульманских стран, и суфийские ордена переживают возрождение по всему миру.

Смотреть на ислам, не видя суфиев, значит упускать самую суть дела. Без учета суфиев мы не можем понять истоки большинства современных политических течений на Ближнем Востоке и в мусульманской Южной Азии, а также многих влиятельных политических партий. Мы не можем понять огромной привлекательности Ислама для женщин, которые так часто кажутся исключенными из жизни мусульманского общества. Суфии играют центральную роль в способности мусульманских общин пережить жестокие преследования, например, в Косово, а затем начать разрушительные восстания. Они – мускулы и сухожилия веры.

И как бы это ни казалось поразительным, именно эти суфии – преданные защитники и проповедники мистического Ислама – потенциально являются жизненно важными союзниками для Запада. Многие исследователи отмечают резкое противостояние между Западом и Исламом, глобальный конфликт, который вступил в новую травматическую фазу после Иранской революцией. Но эта перспектива игнорирует основные конфликты внутри самого мусульманского мира, глобальное столкновение ценностей по вопросам природы религиозной практики, а также откровенно политические вопросы. Для исламистов – жестких фундаменталистов, таких как саудовские ваххабиты и талибы, суфии являются смертельными врагами, которые используют методы, чуждые Корану. Там, где исламисты приходят к власти, суфиев преследуют или загоняют в подполье, но там, где имеется сильное влияние суфиев, именно радикальным исламистским группам приходится бороться за выживание.

Во всем мире суфии борются против жестоких фундаменталистов, которые одновременно являются и их, и нашими смертельными врагами. Смотреть на ислам, не видя суфиев, значит не знать о решающем столкновении цивилизаций в современном мире: не о конфликте между Исламом и Западом, ни об эпохальной борьбе внутри самого Ислама.

Если слово «суфий» вызывает у жителей Запада какие-то образы, то обычно они связаны с мистической поэзией или танцами. Поэт XIII века Джаляледдин Руми был легендарным суфием, как и турецкие дервиши. Но это лишь наиболее заметные проявления движения, которое глубоко пронизывает последние тысячи лет существования ислама.

Появившись около 800 года, они первоначально были благочестивыми преданными, чья бедная шерстяная одежда показывала их смирение: слово «суфий» происходит от арабского слова «шерсть». Прежде всего, суфии искали божественную реальность или высшую истину, которая стоит выше всех иллюзий и обманов материального мира. Чтобы достичь экстатического единения с Богом, они использовали техники звука и движения -пение и музыку, раскачивание и танец. Верующие объединялись в братства или тарикаты, каждый из которых следовал за харизматичным лидером (шейхом). Среди таких орденов многие достигли особого влияния, а некоторые действуют в десятках стран, включая Соединенные Штаты.

Но суфийские ордена – это нечто большее, чем братство благочестивых преданных. В начале своей истории суфии развили мощное военное движение, став рыцарями ислама, а также монахами и мистиками. Подобно японским самураям, братства обучали своих последователей удивительным подвигам преданности и преодоления боли. Воины-дервиши были спецподразделениями каждой исламской армии с XIII-го в. до конца XIX в.

Экспансия ислама за пределы основных районов Ближнего Востока – это, прежде всего, история суфизма. Суфийские ордена возглавляли армии, которые завоевывали земли в Центральной и Южной Азии, а также в Юго-Восточной Европе; благодаря своему благочестию и мистицизму братства затем привлекли местное население к Исламу. Они представляли собой Ислам, который усваивал местные традиции и поклонения. Сегодня суфийские религиозные практики доминируют в неарабском мусульманском мире: в Индии и Пакистане, в Индонезии и Малайзии, Нигерии и Сенегале, а также в мусульманских странах Центральной Азии, таких как Узбекистан и Таджикистан.

На протяжении веков территории, где суфийские ордена сеяли Ислам, эволюционировали от границ исламского мира до его демографического центра. В настоящее время в этих регионах проживает самое большое и быстрорастущее население этого мира. Из восьми стран с крупнейшими в мире мусульманскими общинами только одна (Египет) является арабской. Пятая часть мусульман мира сегодня отождествляет себя с суфизмом, и для многих миллионов людей суфизм – это просто часть воздуха, которым они дышат

Суфийские ордена усиливали свою политическую роль по мере вторжения в исламский мир западных империй. Когда Ислам был под угрозой, суфии стали обученными солдатами, и их сплоченные братства позволяли им создавать эффективные движения сопротивления. Суфийские ордена возглавляли антиколониальные движения от Марокко до Индонезии. 

Аналогичную историю можно рассказать и о других угнетенных народах в Курдистане, Кашмире, Албании, Косово и других местах, которые были обязаны своей сплоченностью огромной силе суфийских братств.

Суфии могут звучать как самый страшный кошмар Америки. Они не только политически активны: они распространяют свои убеждения через тайные братства, возглавляемые харизматическими мастерами. Это напоминает все зловещие стереотипы о мусульманских фанатиках, которые предлагали нам многочисленные триллеры на протяжении десятилетий. Но было бы ужасной ошибкой видеть в суфиях врагов. Суфии, безусловно, боролись с западными силами на протяжении многих лет, и основанные суфиями движения иногда участвовали в террористических акциях. Но в подавляющем большинстве случаев такая воинственность была, по существу, оборонительной, выступая в качестве элемента сопротивления жестоким колониальным оккупациям. Это очень отличается от агрессивной глобальной конфронтации, которую ведут такие группировки, как «Аль-Каида».

Более того, сегодня суфийские братства сталкиваются со смертельной опасностью со стороны строгого пуританского или фундаменталистского Ислама, представленного «Аль-Каидой» и подобными движениями, которые так же угрожают суфийским братствам, как и Западу. В той мере, в какой мы, подобно суфиям, сталкиваемся с реальной опасностью от насильственного фундаментализма джихада, наши интересы тесно связаны с интересами суфиев.

Но суфии – это гораздо больше, чем тактические союзники Запада: они потенциально являются самой большой надеждой на плюрализм и демократию в мусульманских странах. В суфийском религиозном мировоззрении мало той бескомпромиссной нетерпимости, которая свойственна фундаменталистам. Они не боятся музыки, поэзии и других художественных форм – все это занимает центральное место в их понимании красоты веры. Прогрессивные суфийские мыслители вполне открыты для современного знания и науки.

С самого начала суфийские традиции также были религиозно инклюзивными. Везде, где процветают ордена, центрами религиозной практики становятся гробницы святых и шейхов, посещение которых сопровождается разными обрядами, в том числе песнями и ритуальными танцами. Но приходящие туда паломники ведут себя почти так же, как традиционные католики, посещающие свои святыни в Мексике или Южной Италии. Люди устраивают шествия, они ищут чудес исцеления, и среди паломников немало женщин. Хотя суфиев отличает глубокая преданность исламу, они всегда вели диалог с другими великими религиями

Эта открытость контрастирует с гораздо более жесткими взглядами фундаменталистов, которых мы знаем под разными именами. Салафизм утверждает, что учит возвращению к чистой религии, которой учил Пророк Мухаммад в VII в. По мнению салафитов, они могут найти все, что им нужно знать о жизни и законе, в том раннем периоде. Наиболее мощной и наиболее известной версией этой идеологии является ваххабитское движение, возникшее в XVIII в. и в настоящее время с помощью саудовских денег распространившееся по всему миру. В своей самой крайней форме эта традиция отвергает знание, которое не имеет четких основ в Коране и исламской правовой мысли, и рассматривает другие религии и культуры как опасных соперников, лишенных каких-либо искупительных добродетелей. «Аль-Каида» и ее филиалы представляют собой крайнее и дикое проявление этого фундаменталистского течения.

По мере того, как фундаменталистский ислам распространяется по всему миру, суфизм становится одним из объектов его нападок, даже в таких исконных регионах своего присутствия, как Индонезия, Пакистан и Нигерия. Часто это происходит в форме идеологической борьбы, но также вспыхивает и открытое насилие. Исламистское правительство Судана организует нападение на суфийское население Дарфура, в Ираке террористы-смертники устраивают атаки на суфийские центры. Суфии могут буквально все потерять от продолжающегося наступления исламистских экстремистов.

Но суфии – это все что угодно, только не пассивные жертвы, и в их стойкости заключается их истинное значение для Запада. Во многих странах суфийские братства оказывают влияние на местные режимы, и эти союзы позволяют им сдерживать радикализм. Суфийские братства действовали в качестве сторонников правительства в нескольких посткоммунистических режимах, в том числе входивших в состав Югославии, таких как Косово и Босния, и в Албании. Когда в Узбекистане возникло связанное с «аль-Каидой» исламистское движение, тесный союз правительства с суфийскими орденами позволил ему уничтожить повстанцев. Сирия поддерживает толерантно настроенные суфийские ордена как лучшее средство отражения исламистской подрывной деятельности. По сходным причинам даже китайское правительство открыто поддерживает суфизм. Как бы ни старались радикалы-фундаменталисты, им не удается закрепиться в обществах, где ислам синонимичен суфизму, и где суфийская лояльность тесно связана с культурной и национальной идентичностью.

В 2007 году влиятельная корпорация RAND опубликовала доклад под названием «Создание умеренных мусульманских сетей», в котором призвала правительство США наладить связи с мусульманскими группами, выступающими против исламистского экстремизма. В докладе подчеркивалась роль суфиев как умеренных традиционалистов, открытых переменам, и, таким образом, выступающих в качестве потенциальных союзников против насилия.

Некоторые западные страны только сейчас поняли ту выгоду, которые приносит союз с суфиями – мусульманскими силами, которые могут претендовать на столь безупречную историческую и религиозную репутацию. Особое активность в этом проявило британское правительство, которое даже сделало такие организации, как Британский мусульманский форум и Суфийский мусульманский совет, своими основными партнерами по переговорам с английской мусульманской общиной.

Суфии лучше, чем кто-либо другой, могут сказать недовольным молодым мусульманам, что стремление к миру – это не капитуляция перед западным гнетом, не предательство Ислама, а, скорее, возвращение к самым глубоким корням веры. И хотя у суфиев есть свои причины для тяготения к мирным и упорядоченным обществам, они также могут извлечь огромную пользу из государственной поддержки в своей борьбе против фанатиков. По мере того, как фундаменталисты расширяют поле своей деятельности, они оказывают сильное давление на мусульманское население, которое в подавляющем большинстве происходит из стран, где суфийское течение всегда доминировало – Пакистане, Турции и Северной Африки.

Если эта британская модель сработает, она будет способствовать росту евроисламизма, который легко примирится с современностью и демократией, не теряя при этом ничего из своего религиозного содержания.

Никто не претендует на то, что наведение мостов с суфиями решит многие проблемы, которые отделяют Запад от исламского мира. В таких странах, как Афганистан или Сомали, война и насилие могут быть настолько глубоко укоренены в культуре, что их никогда не удастся искоренить. Тем не менее, во многих странах возрождение суфийских традиций обеспечивает эффективный бастион против терроризма, гораздо более сильный, чем все, что Запад мог бы обеспечить одними военными средствами. Лучшая надежда Запада на глобальный мир – это не упадок или секуляризация ислама, а скорее обновление и укрепление этой веры, и прежде всего ее духовных и мистических измерений.

Филип Дженкинс, 2008

Филип Дженкинс является профессором истории в Университете Бейлора (США) и содиректором программы Бейлора по историческим исследованиям религии в Институте изучения религии. Автор многочисленных книг и статей.

Источник: archive.boston.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку