Исламские новости

Обучение имамов во Франции 28 Марта 2021

Обучение имамов во Франции









Во Франции государство в будущем будет делать ставку на имамов из своей страны. Национальный Совет имамов должен гарантировать отбор, подготовку и качество исламских кадров. Но реализацией амбициозного проекта возложена на неоднозначную организацию.

Президент Эммануэль Макрон дал Исламскому совету Франции (Conseil français du culte musulman, CFCM) две недели в ноябре для согласования «Хартии республиканских ценностей». Этот руководящий орган мусульман должен признать ценности республики, признать ислам во Франции религией, а не политическим движением, и объявить о прекращении иностранного вмешательства в дела французских мусульман. Кроме того, для отбора и подготовки мусульманских проповедников во Франции будет создан «Национальный совет имамов».

Давление  политиков на мусульман велико. Это проявляется и в изменении самого общения с ними. В начале 2020 года высказывались протесты после того, как делегат Исламского совета Абдалла Зекри оправдал угрозы в адрес 16-летней Милы, которая резко критиковала ислам в Интернете, а затем получила угрозы убийства и была вынуждена скрываться. «Тот, кто сеет ветер, пожнет бурю. Она оскорбила религию, теперь она должна нести ответственность за свои слова», - прокомментировал представитель ассоциации судьбу школьницы, попавшей под защиту полиции.

Исламский совет в своих посланиях теперь больше делает акцент на свободу слова. После переиздания карикатур на Мухаммеда в сентябре ассоциация призвала мусульман игнорировать карикатуры.

Исламский совет Франции был создан в 2003 году при поддержке государства. Тогдашний министр внутренних дел Николя Саркози убедил основные ассоциации мусульман, имеющих марокканские, алжирские и турецкие корни, создать общенациональное представительство, которое стало бы посредником между французскими мусульманами и властями Республики.

Однако за прошедшие годы эта структура не нашла всесторонней поддержки со стороны верующих во Франции. «У нас во Франции чрезвычайно раздробленный ислам с множеством местных групп, некоторые из которых организованы в более крупные ассоциации», - анализирует Анн-Лор Цвиллинг из Страсбургского университета, которая занимается исследованиями религиозных меньшинств. «Некоторые из них представлены в Исламском совете, другие - нет», - говорит она.

 

В зависимости от инструкций из-за границы

Тот факт, что этот орган, который неоднократно фигурировал в заголовках газет из-за борьбы за власть, теперь отвечает за Совет имамов, встречает сопротивление со стороны мусульман. Тарек Обру, имам из Бордо, раскритиковал более 1000 из 2600 мечетей во Франции на недавних выборах в Исламский совет в статье для ежедневной газеты Le Monde. Ассоциации, организованные в Исламский совет, управляются заинтересованными сторонами без фундаментального богословского образования. По словам Обру, эти деятели больше озабочены политикой, чем религией. Кроме того, многие из них зависят от требований и инструкций из-за рубежа.

Поэтому Обру, который во Франции известен как голос умеренного ислама, и некоторые его соратники требуют, чтобы ответственность за Совет имамов была передана имамам, а не мусульманским ассоциациям.

 

Запрет на въезд имамов с 2024 г.

Правительство еще не объявило четко о свой позиции в этой борьбой за власть. В настоящее время Исламский совет является главным представителем мусульман. Кроме того, он выдвигает по отношению к Совету имамов те требования, которые сформировались во Франции на протяжении многих лет: усиление государственного вмешательство в отбор, подготовку имамов и контроль за ними

Цель президента Макрона ясна: финансовое и идеологическое влияние из-за рубежа должно быть уменьшено. Кроме того, весной Макрон объявил, что постепенно прекратит практику «засланных имамов». В ближайшие три года срок действия вида на жительство для имамов из Турции, Алжира или Марокко истечет, и с 2024 года ожидается, что вступит в силу запрет на их въезд.

 

Пределы французского секуляризма

Среди политиков существует единодушие по вопросу о необходимости большей независимости от иностранного влияния на мусульман в стране. «Имамы, которых отправляют сюда, часто не знакомы с французской культурой. Они также не осведомлены о секуляризме», - говорит Сильви Тосер-Анго из Парижского университета Эст-Кретей, которая проводит исследования по исламу в немецкой и французской системах образования.

18896393_403_0.jpg

Лаицизм во Франции всегда был камнем преткновения для политиков при работе с исламом. Поскольку по закону государство должно воздерживаться от вмешательства в религиозные вопросы, в отличие от той же Германии оно может оказывать влияние только косвенно. Для государства даже запрещена поддержка строительства мечетей, хотя оно само заинтересовано в том, чтобы более пяти миллионов мусульман в стране имели устроенные места поклонения. «В лучшем случае, государство может финансировать соседнее с мечетью помещение помещение, в котором затем проводить культурные мероприятия», - говорит Тосер-Ангот, приводя пример этих ограничений.

 

Государство бессильно

Когда дело касается подготовки имама, государство еще более бессильно. Оно не может предписать мечетям выбирать в качестве проповедников только имеющих сертификаты имамов. При этом государственные университеты вполне готовы к возложению на себя большей роли в подготовке имама. Уже несколько лет во Франции выдаются дипломы по исламоведению, критерии которых каждый университет может установить для себя сам.

Но пока интерес к этому со стороны мусульманской общины невелик. 80% финансовых ресурсов мечетей – это частные средства верующих, таким образом, привлечение имама из-за границы облегчает бюджет. Цвиллинг также обращает внимание на другой момент: «Имамом должен быть такой человек, который знает Коран, может читать его и хорошо проповедовать. Но нет требований, чтобы он научно интерпретировал Коран или вел межрелигиозный диалог».

 

Более строгие законы

Однако, если запреты на въезд для имамов из-за рубежа будут все же введены, давление на мусульман, вероятно, усилится, в том числе и с точки возрастания заработной платы. «Сейчас имамы часто работают еще и на другой работе, так как заработная плата в мечети невелика», - говорит Цвиллинг. В этом контексте сложная и дорогостоящая учеба их пока не привлекает.

Андреас Нолл

Источник: de.qantara.de

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку