Исламские новости

Дарульхадис – медресе, где изучали хадисы 23 Мая 2021

Дарульхадис – медресе, где изучали хадисы







В исламском мире существовали специальные медресе, в которых изучали хадисы. Назывались они дарульхадис.

Слово «дарульхадис» (дар аль-хадис) состоит из двух слов дар «место; обитель; дом» и хадис. Таким образом, его можно перевести как «обитель хадисов» или «место, где изучают хадисы». Эти заведения также назывались дар ас-сунна, дар ас-суннати ан-набавиййа, дар ас-суннати аль-мухаммадиййа.

Дом Аркама ибн Абу аль-Аркама, в котором Посланник Аллаха (с.а.в.) давал первые уроки мусульманам в Мекке, впоследствии также использовался для занятий. Как известно из источников, дом Махрамы ибн Науфаля, расположенный около Мечети Пророка в Медине, именовался дарулькурра. Слово курра обозначает знатоков Корана и Сунны. Это показывает, что после хиджры жилые дома использовались в качестве школ. В более поздние времена некоторые хадисоведы проводили свои занятия у себя дома, организуя ученые собрания. Но, в целом, до появления медресе самыми распространенными местами для обучения оставались мечети. Здесь проводились собрания, на которых изучались разные религиозные предметы. Собрания, посвященные заучиванию и записыванию хадисов, именовались маджлис аль-ильм и маджлис аль-имла. Так как ученики рассаживались вокруг учителя, обычно такие группы именовали халка «круг».

В городах такие занятия проводили местные хадисоведы. Вместе с этим, их организовывать мог известный знаток хадисов, прибывший в город, совершая путешествие. Когда Имам Бухари прибыл в Басру, то проводил уроки в мечети, куда собирались тысячи учеников. Хадисовед мог проводить уроки свободно, выразив на это свое желание. Но иногда на это требовалось разрешение властей. 

С увеличением числа занимающихся в мечетях появилась нужда в новых учебных заведениях, кроме мечетей. Вероятно, первыми такие заведения, получившие название даруссуннна, появились в Нишапуре. Это ясно из завещания муфтия и хадисоведа Абу Бакр Ахмад ибн Исхак ас-Сибги (ум. 342/954), в котором он оставляет заботу и управление вакфами принадлежащей ему даруссунны своему ученику Хакиму Нишапури.

Первое учебное заведение, которое именовалось дарульхадис, впервые появилось в Дамаске. При этом по своим функциям оно не отличалось от даруссунны. Оно именовалось Даруль-хадиси ан-Нуриййа, а основал его Атабек Нуруддин Махмуд Занги (1146-1174) для великого хадисоведа и историка Ибн Асакира (ум. 571/1175).

Во времена правления династий айюбидов и мамлюков в Димаске открывались новые дарульхадисы. Среди них можно отметить следующие:

- Фадилиййя, создана визирем Кали аль-Фадилем в 1196 г.

- Урвиййя, создана в 1120 г.

- аль-Ашрафиййату аль-Джавваниййя, создана Маликом Ашрафом Мусой в 1232 г.

- аль-Ашрафиййя аль-Барраниййя, создана Маликом Ашрафом Мусой в 1236 г.

- Курусиййа, создана казначеем Дамаска Джамалуддином ибн Курусом в 1243 г.

- Насириййа, создана Салахуддином II в 1256 г.

- Шукайшакиййа, создана Ибн Шукайшиком в 1259 г.

- Суккариййа, создана султаном Бейбарсом в 1275 г.

- Нафисиййа, создана Нафисом Исмаилом аль-Харрани в 1297 г.

- Самарриййа, создана Сайфуддином ас-Самарри в 1297 г.

- Давадариййа, создана Алямудидном Санджаром в 1299 г.

Число таких заведений в Сирии и Египте было значительным. Из 73 медресе Каира в конце XIV в. двое представляли собой дарульхадис. Один дарульхадис существовал в Иерусалиме. В дальнейшем их число еще более увеличилось. Турецкий путешественник Эвлия Челеби (1611-1682) сообщает, что в Египте их было 860, и только в окрестностях мечети аль-Азхаб – 40. Такое количество кажется преувеличенным, но, возможно, в него входят и собрания для изучения хадисов, которые проводились в мечетях. Тот же Эвлия Челеби пишет, что в Стамбуле во всех крупнейших мечетях изучают хадисы из сборников Бухари, Муслима и «Машарик аль-анвар», а также перечисляет названия трех дарульхадисов, кроме обычных медресе.

Дарульхадисы представляли собой или отдельное учебное заведение, или функционировали в составе дарулькур’ана и обычных медресе. Примером может служить дарульхадис, открытый на первом этаже медресе Ибн Мухаджира в Мосуле Абдуллатифом аль-Багдади (ум. 1231).

Документы вакфов, дошедшие до наших дней, дают нам обширную информацию о функционировании дарульхадисов. Подробно о том, как действовал дарульхадис Ашрафиййати аль-Джавванийа в Дамаске, сообщает Имам Субки в «Фатава». Согласно ему, дарульхадис возглавлял назир. Его обязанностями было управлять этим заведением, собирать доходы с вакфов и направлять полученные средства на нужды дарульхадиса, контролировать проведение уроков, выплачивать заработную плату. Также он заботился о столовой, оснащении мебелью, чистоте, освещении и т.п.

Среди преподавателей (мударрис) выделялись шейхи. На эту должность назначались ученые, владевшие самыми глубокими познаниями в хадисах, а науках риваят и дираят. Их зарплата (90 дирхемов в месяц) превышала зарплату рядовых учителей.

В дарульхадисе назначался имам, обязанностью которого было проводить коллективные намазы и преподавать семь стилей рецитации Корана (кираат-и саб’а). Иногда это мог делать и учитель кираата, которого называли мукри. В таком случае, его зарплата составляла 60 дирхемов в месяц. Если на должности имама и мукри назначались два человека, тогда эта сумма делилась на двоих. В мечети дарульхадиса имелся муэдзин, зарплата которого составляла 20 дирхемов. Для чтения хадисов в этом учебном заведении нанимался специальный человек, которому платили 24 дирхема.

Ученики дарульхадиса получали 8 дирхемов в месяц. Если они показывали успехи в учебе, то сумма увеличивалась. Те, кто выучивал наизусть один из сборников хадисов, получал премию от назира.

На библиотекаря в дарульхадисе возлагались обязанности хранить книги, выдавать их учащимся, ремонтировать по мере необходимости и приобретать новые. Его зарплата составляла 18 дирхемов.

В дарульхадисах Дамаска изучали такие книги, как сборники хадисов Бухари, Муслима, Абу Давуда, Тирмизи и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, а также труды по фикху, тафсиру и семи видам рецитации Корана (кираат-и саб’а). Чтобы поступить в это учебное заведение сначала было необходимо получить определенный уровень религиозных знаний, проучившись в медресе.

Автор: Неби Бозкурт

Источник: https://islamansiklopedisi.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку