Исламские новости

Песантрен – традиционные исламские школы-интернаты Индонезии 6 Июня 2021

Песантрен – традиционные исламские школы-интернаты Индонезии






Песантрен или пондок песантрен – это исламские школы-интернаты в Индонезии. Согласно популярной версии, система образования песантрен возникла из традиционного яванского пондокана – общежитий, ашрамов для индусов или вихар для буддистов, в которых изучали религиозную философию, боевые искусства и медитацию. Подобные учреждения встречаются по всему исламскому миру. В Малайзии и Южном Таиланде они называются пондок, а в большей части исламского мира, в Индии и Пакистане – медресе. В песантренах дается религиозное образование, здесь изучают Коран, арабский язык, хадисы, законы шариата и другие предметы.

Возглавляют песантрены каи – наставники. В большой школе-интернате могут жить и преподавать несколько каи. Однако число учеников в большинстве песантренов не превышает нескольких сотен, в таком случае только один из наставников именуется каи. Других учителей в школе называют устаз. Каи считается выше по рангу, чем устаз, потому что он управляет всей школой, также ему приписываются особые духовные силы. Каи в Индонезии уважают как учителей и набожных людей. Они также играют важную роль в общине как религиозные лидеры, а в последние годы – как политические деятели. Существуют семьи наследственных каи. Некоторые современные каи являются внуками и правнуками известных исторических личностей, которые основали хорошо известные песантрены.

песантрен3.jpg

Песантрены играли важную роль на протяжении веков как социальные институты. Они воспитывают такие ценности, как простота, солидарность, самоконтроль. Во время обучения юноши и девушки и женщины оказываются разлученными со своими семьями, что способствует росту личной приверженности вере и тесной связи с учителем

Большинство песантренов предоставляют студентам жилье или общежитие по низкой цене или бесплатно.  В течение дня учащиеся, практически, получают два вида образования – светское и религиозное. Их занятия длятся почти 20 часов, начиная с утреннего намаза в 4 утра и до полуночи, когда они заканчивали вечер с учебной группой в общежитии. В течение дня студенты посещают светскую школу (которая является обязательной в стране), как и любые другие ученики за пределами песантрена, а ближе к вечеру и вечером они должны присутствовать на религиозных обрядах, за которыми следуют уроки религии и групповые занятия для выполнения домашней работы.

Обучение в песантренах недорогое. Хотя сегодня некоторые современные заведения такого рода стали взимать более высокую плату, чем раньше, они все еще значительно дешевле, чем учебные заведения, не являющиеся песантренами. Традиционно учащиеся работали на рисовых полях возглавляющего школу каи в обмен на еду, жилье и образование.

Начиная со второй половины XX в. некоторые песантрены начали добавлять в свою учебную программу светские предметы. Это оказало свое влияние на разные аспекты деятельности этих учебных заведений. С одной стороны, усилился контроль властей за ними, а также уменьшилось количество часов, отводимых для традиционных предметов. Сокращение количества часов, отведенных на освоение двух учебных программ, привело к практическим изменениям. В то время как дети бедных все еще могут работать на предприятиях каи (в наши дни это обычно больше, чем рисовые поля), большинство родителей платят и за комнату, и за питание, и за обучение. Время, которое раньше тратилось на работу, теперь тратится на светское образование.

песантрен1.jpeg

Учебная программа песантрена состоит из четырех компонентов:

традиционное религиозное образование, называемое нгаджи;

учебные программы, признанные правительством (есть два различных типа на выбор);

обучение профессиональным навыкам;

воспитание.

Песантрены различаются тем, в какой степени в них задействован каждый из этих компонентов. Однако все они считают, что воспитание студентов является определяющей характеристикой любого заведения такого рода.

Многие песантрены принадлежат разным исламским организациям. В частности, крупнейшим мусульманским движениям Индонезии «Мухаммадия» и «Нахдатул Улама». Из песантернов вышли множество деятелей, которые оказали значительное влияние на политическую, социальную и религиозную жизнь страны. Например, это Абдуррахман Вахид, внук основателя «Нахдатул Улама», сам возглавивший эту организацию, а впоследствии занимавший пост президента Индонезии. После окончания президентского срока он вернулся к преподаванию в своем песантрене в Сиганджуре.

Источник: kangsantri.id

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку