Исламские новости
Мутаввифы – проводники хаджа
В прежние времена существовала особая профессия – проводники хаджа. В арабском языке их называли мутаввиф.
Слово «мутаввиф» в переводе с арабского языка означает «совершающий таваф (обход вокруг Каабы)». В этом значении оно встречается и в хадисах (Бухари, «Шурут», 15). В более поздние времена оно приобрело смысл «тот, кто помогает совершать таваф» и стало обозначать проводников, которые помогали паломникам устроиться, решать вопросы с едой, водой, здоровьем и т.п., а также совершать обряды хаджа. Другими названиями для таких проводников были далиль, муаллим, шайх аль-хадж. Более подробную информацию о мутаввифах пошлого можно найти в путевых заметках паломников – сайахат-наме.
Деньги, которые платили прибывающие в Мекку тем, кто помогал им, способствовали популярности этого занятия. Некоторые семьи начали заниматься только этим, зарабатывая таким образом себе на жизнь. Это привело к формированию отдельной профессиональной группы. Приучаться к тому, чтобы быть мутаввифом, начинали с детства. В путевых заметках начала XIX века подробно рассказывается о том, как дети помогали паломникам. После получения опыта в течение определенного периода времени кандидат признавался мутаввифом. Это происходило в присутствии всех мутаввифов на церемонии, напоминающей переход от ученичества к мастерству в ремесленных братствах. Новопризнанный мутаввиф устраивал угощение собравшимся, которое именовалось «муаллимийа», а завершалась церемония чтением Корана. Мутаввифы были разделены на группы, называемые «таифами», которые были закрыты не только для внешних наблюдателей, но и для других членов этой профессии. Во главе каждой группы назначался лидер, который именовался шайх аль-мутаввифин. А всех мутаввифов возглавлял шайх аль-машаих, которого выбирали все шайх аль-мутаввифин. Если среди мутаввифов появлялись те, кто оскорблял паломников или грубо обращался с ними, то шейхи наказывали их и изгоняли из своих рядов.
В саудовский период в связи с подаваемыми время от времени жалобами стали устанавливаться новые порядки. В правилах, опубликованных в 1965 г., определялись качества, которыми должны обладать мутаввифы – это должны быть физически здоровые люди подходящего возраста, обладающие достаточными знаниями и хорошо обращающиеся с паломниками. Также, чтобы их голоса могли быть расслышаны в толпе, мутаввифов выбирали среди обладателей громкого голоса. В этот период служители, помогающие хаджиям, делились на четыре группы: мутаввифы, представители (вукаля), проводники (адилля), служители источника Зам-Зам (замазима).
Чтобы привлечь внимание паломников, которыми они руководили, мутаввифы наматывали на голову большой желтый тюрбан, повязывали широкий желтый, зеленый или красный пояс вокруг талии, носили украшенные одежды, а в руках держали палку с повязанным на конце куском цветной ткани. Они занимали место впереди паломников, которые обходили Каабу, и произносили необходимые молитвы (дуа) так, чтобы следующие за ними повторяли их. Также они сопровождали паломников в пути в Мину и Арафат. Кроме того, мутаввифы отвечали за захоронение и сохранность вещей паломников в случае их смерти. В прошлом у каждого мазхаба были свои мутаввифы.
Вукаля были представителями мутаввифов в Джидде. Они встречали паломников в порту и помогали им с таможней и в других делах. Как правило, они отвечали за доставку паломников в Мекку и возвращение в порт после завершения хаджа. Один вакиль мог работать на несколько мутаввифов. Далили сопровождали паломников в Медине. Те из них, кто показывал святые места, зияраты, именовались музаввирами. А замзами отвечали за раздачу воды зам-зам среди паломников в Мекке, Мине и Арафате.
Услуги мутаввифов хорошо оплачивались. За один сезон хаджа они могли обеспечить свою семью на весь год. Однако часть заработанных денег им приходилось отдавать своим шейхам. Вплоть до недавнего времени у паломников в Джидде помимо денег за прибытие брали деньги и за далилей. Заработная плата мутаввифов в последние годы определяется государством. В наши дни сопровождающий для групп паломников из разных стран, как правило, прибывает вместе с ними. Однако традиционный институт мутаввифов все еще существует.
Автор: Неби Бозкурт
Источник: https://islamansiklopedisi.org.tr/mutavvif
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала