Исламские новости

Предательская забота о мусульманках 4 Июля 2021

Предательская забота о мусульманках


 

 


 

 

Со времени терактов 11 сентября на Западе все чаще используется тема угнетения женщин в исламе в качестве оправдания войн против мусульманских стран. Риторика «спасения женщин» во имя «цивилизации» старая уловка, много раз применявшаяся в прошлом западными империалистами, пишет Лейла Ахмед.

Для тех из нас, кто много лет занимался исследованиями женского вопроса в исламе, изменения, произошедшие в этой области после 11 сентября, были драматическими и глубокими. Если раньше этой темой, главным образом, интересовались некоторые феминистки и ученые, то теперь о ней заговорили мировые лидеры. То, что мы раньше изучали в библиотеках, стало заголовками СМИ. В частности, периодически на разных уровнях, вплоть до государственного, в западных странах стал подниматься вопрос хиджаба в любой из его форм – паранджа, платок, никаб. 

Вскоре после 11 сентября, когда Америка начала войну в Афганистане, тема женщин и ислама впервые была поднята в публичном политическом дискурсе в Америке и на Западе.  17 ноября 2001 года первая леди Лора Буш выступила по радио с речью, в которой она говорила о притеснении женщин в Афганистане как о вопросе национального значения: «Цивилизованные люди во всем мире в ужасе не только потому, что наши сердца разрываются из-за женщин и детей Афганистана, но и потому, что в Афганистане мы видим мир, который террористы хотели бы навязать всем остальным. Борьба с терроризмом – это также борьба за права и достоинство женщин». Два дня спустя Шери Блэр, жена тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, выступила с аналогичным заявлением. Следуя примеру первых леди, средства массовой информации стали изображать войну в Афганистане как праведную войну и заботу о спасении женщин.

Как писал в свое время один британский журналист, паранджа стала «боевым флагом» и «моральным оправданием» войны в Афганистане. В последующие месяцы СМИ заполнились изображениями паранджи, фотографиями, призванными показать притеснение женщин в Афганистане, а также другими материалы, которые несли скрытый посыл относительно якобы угнетения женщин в исламе

книга лейла ахмед.jpg
Книга Лейла Ахмед

Обращение к этой теме в качестве оправдания войны не является чем-то новым в истории западного империализма. Риторика «спасения женщин» во имя «цивилизации» - старая уловка, много раз использовавшаяся в прошлом, в частности, британскими и французскими империалистами. Ее многократно применяли по отношению к мусульманам, индусам или другим народам, чтобы оправдать имперское господство. Еще в 1980-х годах Гаятри Спивак придумал знаменитую ныне фразу: «Белые мужчины спасают коричневых женщин от коричневых мужчин».

Для тех из нас, кто знаком с историей, эта уловка не представляет собой нечто новое, но оживленная, отряхнутая и воспроизводимая снова и снова она реально работает. В результате стало совершенно обычным делом слышать, что американцы вошли в Афганистан, чтобы спасти женщин от зверств талибов, под которыми также подразумевались все приверженцы ислама.

Таким образом, начиная с 11 сентября, тема женщин в исламе фигурировала в западном политическом дискурсе обычно в смысле «угнетения женщин в исламе». А это, в свою очередь, само по себе почти всегда является кодом страха, подозрительности, неприязни к исламу и, следовательно, это также код для оправдания политики, направленной против мусульман и/или мобилизации согласия в поддержку войн в странах с мусульманским большинством.

Последние десятилетия, когда тема женщин в исламе внезапно заняла видное место в политических дискурсах на Западе, были бурными и богатыми событиями. Начавшиеся актом насилия, совершенным во имя ислама против Америки, продолжившиеся войнами в Афганистане и Ираке, двух странах с мусульманским большинством, и новыми напряжениями, постоянно возникающими в западных обществах вокруг проблем мусульманских иммигрантов и их потомков, это, несомненно, были беспрецедентные времена в современной истории отношений между исламом и Западом.

Таков политический и социальный контекст и среда, в которых тема хиджаба приобрела известность и стала использоваться для того, чтобы служить политическими целями. Я исследую ее в книге «Тихая революция» в главе «После 11 сентября: вуаль, бурка и война». В ней я привожу рассказ об опыте некоторых американских мусульманок в контексте исламофобии, развязанной 11 сентября, а также рассматриваю новую или обновленную риторику о женщинах в исламе и, в частности, вопрос «угнетения женщин» и его политические последствия. Кроме того, в этой главе я писала о потоке книг, опубликованных в последние годы женщинами мусульманского происхождения, которые подтверждают тезис о якобы беспрецедентном и ужасном угнетении женщин в исламе. К сожалению, многие из таких книг быстро стали бестселлерами.

Подобная литература вызвала яростную критику ученых на том основании, что под видом сочувствия женщинам-мусульманкам она на самом деле мобилизуют чувство враждебности к исламу и мужчинам-мусульманам. А это, в свою очередь, используется для того, чтобы заручиться поддержкой общества для ведения войн в странах с мусульманским большинством или внутренней политики, направленной против мусульман.

no-flash-burka-freedom-ap-1.jpg

Как отмечают ученые и критики, поразительный факт, что книги женщин мусульманского происхождения, рассказывающих об их негативном опыте, получили в популярности в то самое время, когда войны в Ираке и Афганистане стоили жизни многим преимущественно женщинам-мусульманкам. В то время, когда широкая публика, судя по этим бестселлерам, глубоко сочувствовала мусульманкам, угнетенным исламом, эта же публика, по-видимому, была не сильно обеспокоена бесчисленными жизнями женщин и детей, уничтоженных в этих войнах.

Таким образом, анализируя эту историю и тревожные политические цели, которым сегодня служит тема угнетения женщин в исламе, я считаю нужным заявить, что пришло время прекратить муссировать ее. На самом деле это не более чем риторический прием без смысла и содержания, унаследованный от имперских времен. Пришло время отбросить его в сторону.

Было бы абсурдом, если бы кто-то сегодня начал писать или говорить о притеснении женщин в христианстве, расписывая несправедливость и притеснения, от которых страдают женщины-христианки, скажем, в Нигерии, Индии, Аргентине, России и Италии. Но именно этот прием обычно используется для изображения угнетения женщин в исламе, хотя на самом деле несправедливость и угнетение, которые испытывают мусульманки, сильно различаются в зависимости от того, где они живут – в Саудовской Аравии, Иране, Индонезии, Турции, Франции или США. Следовательно, почти бессмысленно сваливать все в одну кучу.

Говоря о необходимости отказаться от старой имперской риторики о притеснении женщин в исламе, я не утверждаю, что какие-то конкретные интерпретации ислама не включают отношения и законы, которые действительно ужасающе несправедливы по отношению к женщинам. Напротив, я считаю, что таких примеров достаточно. Но путь лежит не через массовое очернение всего, что связано с исламом, или нападки на ислам за «угнетение женщин», а скорее через прямое противостояние и вызов несправедливым и жестоким законам, обычаям и образу действий, где бы они ни имели место быть.

​​Есть и совершенно другая сторона вопроса о влиянии эпохи после 11 сентября на женщин в исламе в западных обществах. Например, динамичный феминистский активизм, который наблюдается сегодня среди некоторых западных и особенно американских религиозных мусульманок. Эти женщины, большинство из которых носят хиджаб, сегодня очень активно стремятся занять руководящие посты в разных организациях, в том числе и в религиозных. И они переосмысливают старые тексты, включая Коран, и создают интерпретации, которые радикально бросают вызов старым, ориентированным на мужчин.

 

Автор: Лейла Ахмед – профессор Гарвардской школы богословия, занимается исследованиями в области женского вопроса

Источник: https://en.qantara.de/

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку