Исламские новости
Даруль-курра – учебные заведения для изучения Корана
Фото: Даруль-курра мечети Сулеймания в Стамбуле
Выражение даруль-курра образовано от слов дар «место, обитель, дом» и курра, которое является множественной формой слова кари «чтец». Так называли образовательные учреждения, где изучали Коран, заучивали наизусть некоторые его части или всю книгу полностью. Другое их название – даруль-кур’ан и даруль-хуффаз.
Как ясно из приводимого Ибн Саадом предания о том, что Абдуллах ибн Умму Мактум, слепой мусульманин, красиво читающий Коран, после переселения в Медину был гостем в даруль-курра у Махрама ибн Науфаля, еще во времена Пророка (с.а.в.) существовали такие центры помимо мечетей, где обучали Корану.
До хиджры преподавание Корана в Мекке осуществлялось в доме сахабы по имени Аркам, где собирались мусульмане и изучали ислам. После клятвы при Акабе Посланник Аллаха (с.а.в.) отправил в Медину Мусаба ибн Умайра, чтобы он обучал жителей Ясриба Корану. Некоторые из наместников, которые были назначены возглавлять завоеванные провинции, также были учителями Корана. Если в мечети Пророка в Медине эту функцию осуществлял сам Посланник Аллаха (с.а.в.), для «обитателей навеса» (асхаб аль-суффа) в качестве учителя Корана он определил Убаду ибн Самита. Также Посланник Аллаха поощрял организацию обучения Корана при мечетях. Он сказал: «Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечетях), где они совместно читают и изучают (тадарус) Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них умиротворение, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним». Слово «тадарус», упоминаемое в этом хадисе, подразумевает все коранические науки.
Помимо Медины, где обучение исламским наукам и Корану происходило в девяти мечетях, сахабы, искусные в чтении Корана, преподавали его на завоеванных землях и недавно созданных центрах. Многие халки (учебные собрания) в мечети Омейядов в Дамаске были посвящены декламации. В этой мечети преподавал Абу Дарда, за что его прозвали «Муаллим аш-Шам» («Учитель Леванта») или «Кари аш-Шам» («Чтец Корана Леванта»). Тот факт, что количество его учеников иногда превышало 1500, говорит о востребованности его занятий. Еще до смерти Абу Дарды наместник Сирии рекомендовал Муавии ибн Абу Суфьяну назначить на его место сахабу Фадаля ибн Убайда аль-Ансари. Ибн Джубайр, который посещал Дамаск во время своих путешествий, пишет, что в этом городе уроки Корана длятся весь день.
Начиная с эпохи сахабов, которые преподавали Коран во многих центрах исламского мира, в соответствии с различными диалектами в периоды табиинов и таба-и табиинов стали формироваться разные стили чтения – кираат. Во II в. по хиджре в области декламации в Медине был известен Нафи ибн Абдуррахман, в Мекке Абу Мабад Абдуллах ибн Касир и Хумайд ибн Кайс аль-Арадж, в Куфе Асим ибн Бахдаля, Хамза ибн Хабиб, Али ибн Хамза аль-Кисаи и Амаш, в Басре Абу Амр ибн Аля, а в Дамаске Ибн Амир. Стили чтения Ибн Касира, Нафи', Ибн Амира, Абу Амра, Хамзы, Кисаи и Асима, получив самое широкое распространение, стали именоваться «семь стилей чтения Корана» – «кираат-и саб'а». Позднее число самых распространенных кираатов достигло 10, когда к перечисленным стилям чтения добавились кыраты Абу Джафара Йазида ибн Каака, Якуба аль-Хадрами и Халяфа ибн Хишама.
Долгое время центрами изучения Корана и хадисов оставались мечети. Учебные собрания (халка), создаваемые здесь для углубленного изучения Корана, назывались «саб'» и «тасдир», учителей декламации именовали «шейх аль-кираа», а его обязанности – «машихатуль-кираа». Деятельность по чтению Корана, проводимая в городских мечетях, называлась «машихатуль-масджид», а проводимая в военных лагерях – «машихатуль-джунд». Учителей кираата в таких лагерях именовали «кариу'л-джунд».
В первые четыре столетия хиджры уроки Корана высокого уровня давались только в мечетях. Из опасений, что это помешает поклонению в мечетях, маленьким детям Коран преподавался в школах, называемых «куттаб». Как ясно из одного хадиса, приводимого Бухари, такие школы существовали еще во времена Пророка (с.а.в.). В них помимо обучения детей чтению и письму преподавались базовые религиозные знания и Коран. Уроки письма и Корана вели разные преподаватели. Чтобы указать на разницу между ними, учителей Корана называли «муаллим» или «мукри», а учителей письма – «муктиб». Школы, которые стали специализироваться на преподавании Корана, позже стали называть «куттаб аль-Кур’ан». Тот факт, что эти школы существовали в Дамаске во времена Муавии, указывает на то, что они получили широкое распространение уже в ранний период мусульманской истории.
Фото: Даруль-хуффаз в Конье
Первые медресе в исламском мире появились в середине IV в. хиджры в Нишапуре. Некоторые из них были школами хадисов, называемыми «дарус-сунна». Хотя доподлинно неизвестно, выделяли ли в них отделения для изучения Корана (даруль-курра) и хадисов (даруль-хадис), как это можно увидеть в некоторых более поздних медресе, нет сомнений в том, что что декламация занимала важное место среди всех уроков. Это можно понять из того факта, что некоторые из их учителей именовали «мукри».
Первыми независимыми медресе, созданными для преподавания Корана на высоком уровне, помимо мечетей, были заведения, именуемые «даруль-кур'ан». После того, как Амир Шуджауддауля Садир ибн Абдуллах в 391 (1001) году построил в Дамаске медресе Садирийа, Риша ибн Назиф, один из кариев Шама, хорошо знавший кираат Ибн Амира, в конце IV (Х) или начале V (XI) века основал здесь первый даруль-кур
'ан, который был назван Ришаййа в честь его основателя и учителя.
Нуайми сообщает, что помимо Ришаййи, в Дамаске были такие даруль-кур'аны, как Джазарийа, Хайдарийа, Далламийа, Санджарийа, Сабунийа и Веджихийа. Они существовали в VIII-IX вв. (XIV-XV), и каждый из них возглавлял ученый, хорошо разбирающийся в кираате. Как ясно из записей, после смерти этих ученых данные заведения не смогли продолжить функционировать как образовательные, и здания только троих из них, превращенные в мечети, дошли до наших дней. Однако тот факт, что Ибн Касир в середине VIII (XIV) века упоминает другие даруль-кур’аны Дамаска, показывает, что их в этом городе было больше, чем указывает Нуайми. В Дамаске были также учебные заведения, которые сочетали в себе функции даруль-кур'ана и даруль-хадиса или преподавали кираат-и саб'а, хотя упоминаются как даруль-хадис. Например, среди учителей даруль-хадиса Ашрафийа упоминаются «мукри», а среди учеников – изучающие кираат-и саб'а.
Наряду с тем, что для изучения Корана создавались отдельные учебные заведения, коранические науки преподавались как курс в медресе. Например, уроки Корана проводятся в знаменитом Азхаре в Египте со дня его основания.
Сельджуки обычно называли медресе, в которых преподавался кираат, «даруль-хуффаз». В Османской империи аналогичные заведения носили название даруль-курра. В свое время их было великое множество, но большая часть их зданий не дошла до наших дней. Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби пишет, что во всех великих мечетях Стамбула имелись даруль-курра, и в его время в этом городе было 9000 хафизов, 3000 из которых – женщины.
Эвлия Челеби писал о даруль-курра и других регионов, где он побывал. Согласно ему, в Египет имелось 370 таких заведений, в Тербризе – 20, в Сараево - 8, но хафизов там немного; в Скопье – 9, и они все располагаются при мечетях; в Медине – 7, в Мекке – 40, и обучение в них ведется на разных уровнях.
Один из видов даруль-курра – это расположенные при гробницах. Богатые люди, желая получить вознаграждения (саваб) за чтение Корана на их могилах, завещали, чтобы при их гробницах обучались кираату и учили Коран наизусть. Для этого они создавали благотворительные фонды – вакф. В качестве примера можно привести гробницу Афридунийа, построенную в XIV в. и мавзолей Малика Ашрафа, правителя из династии Аюбидов, где Коран преподавал известный шейх кираата Абу Шама. Известно, что некоторые турецкие султаны, такие как Абдулхамид I, и женщины правящей семьи, такие как дочь Мустафы III Шах Султан завещали, чтобы в их гробницах в определенное время читали Коран и велось обучение ему.
В религиозных комплексах (куллия), существовавших при некоторых гробницах эпохи Тимуридов, имелись специальные помещения, где хафизы читали Коран. Они именовались даруль-хуффаз. На планах мавзолея Имама Ризы в Мешхеде и мечети Гохаршад можно увидеть комнаты с таким же названием.
Автор: Неби Бозкурт
Источник: https://islamansiklopedisi.org.tr/darulkurra
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала