Исламские новости

Саид Абдулгаффар – первый фотограф Мекки 12 Марта 2022

Саид Абдулгаффар – первый фотограф Мекки

Фото: Правительственное здание, построенное Осман-пашой, Саид Абдулгаффар

Хотя о жизни Саида Абдулгаффара известно мало, его фотографии проливают свет на жизнь в Мекке в 1880-х годах. В период с 1886 по 1889 год он сделал более двухсот пятидесяти фотографий священного города и его жителей, а также паломников. Это позволяет признать его первым фотографом Мекки.

Наследие Абдулгаффара состоит из материалов, которые он отправил голландскому востоковеду Сноуку Хургронье. Некоторые из них позже были опубликованы вместе с собственными фотографиями Хургронье в изданиях «Атлас фотографий Мекки» («Bilder-Atlas zu Mekka») (1888 г.) и «Фотографии Мекки» («Bilder aus Mekka») (1889 г.). В совокупности они дают представление как о господствовавших в то время в западноевропейских научных кругах идеологиях, так и о частной жизни и практике местных жителей и паломников в Хиджазе 1880-х годов.

Большую часть того, что известно об Абдулгаффаре, можно почерпнуть из записей, иногда сделанных мимоходом, в дневниках и переписке Снука Хургронье, касающихся его посещения Хиджаза в 1884-1885 годах. Когда Снук Хургронье, выдававший себя за мусульманина, прибыл в Мекку в феврале 1885 года, он, должно быть, был удивлен, увидев коллегу-фотографа с функциональной студией, который с энтузиазмом предложил ему свою помощь. Тот факт, что у Абдулгаффара была своя студия еще до прибытия Снука Хугронье, ясно показывает, что уже в 1880-х годах в Мекке существовал рынок портретной фотографии, скорее всего, среди либеральной элиты.

_мекканка в свадебном костюме.jpg

Мекканка в свадебном костюме, Саид Абдулгаффар

Сноук Хургронье отмечает, что Абдулгаффар был не только фотографом: он также работал дантистом, часовщиком, оружейником и плавильщиком золота и серебра. Мекканец явно был в восторге от «новых» фотографических техник, с которыми мог познакомить его Сноук Хургронье, таких как метод сухой пластины.

После того, как Снук Хургронье был вынужден покинуть Аравийский полуостров, Абдулгаффар использовал часть альбуминовой бумаги и сто сорок четыре стеклянных пластины, которые оставил ему этот востоковед, договорившись о том, что мекканец будет присылать ему свои работы. Ясно, что тема, выбранная Абдулгаффаром после отъезда Сноука Хургронье, была частично продиктована его продолжающейся перепиской с голландцем, который искал полный спектр мекканских архетипов для своей этнографической работы – женщин, рабов, представителей низших классов и других.

_Купец и его раб-черкесс.jpg

Купец и его раб-черкесс, Саид Абдулгаффар

Абдулгаффару удалось отправить Сноуку Хургронье более двухсот пятидесяти отпечатков пятнадцатью партиями за период с 1886 по 1889 год, многие из которых голландский востоковед впоследствии опубликовал в своих сборниках фотографий.

Для своих студийных портретов Абдулгаффар использовал декоративный фон и реквизит, похожий на те, которые можно увидеть на других османских портретах, таких как альбомы султана Абдулхамида II, находящиеся в Британской библиотеке и Библиотеке Конгресса. Однако подобный фон и реквизит отсутствуют на фотографиях, опубликованных в 1888 и 1889 годах Сноуком Хургронье, потому что последний удалил их с помощью бумажных трафаретов в процессе печати.

Причина этого в том, что такой реквизит противоречил целям Снука Хургронье: вырвать изображенных на фотографиях людей из контекста, чтобы сделать их достойными «научного» изучения, как «типы». Кроме того, он старался удалять не только подписи Абдулгаффара, но и любые арабские надписи на негативе, которые, по его мнению, подрывали светскую специфику его работы. Уничтожение таких элементов показывает разницу между подходом Абдулгаффара и Сноука Хургронье к фотографическому портрету.

Без названия.jpg

Фото Сноука Хургронье

Как западный фотограф, стремящийся задокументировать «восточные» сюжеты, Сноук Хургронье не стремился создать фотографические портреты, на которой натурщик участвует или руководит созданием какой-либо конкретной реальности, например, диктуя свою позу, одежду и реквизит. Голландский востоковед считал себя нейтральным наблюдателем – сродни сегодняшним фотографам-документалистам. Его интерес заключался в составлении энциклопедического описания мекканской жизни. Созданные им портреты должны были служить визуальными записями, иллюстрирующими его письменный отчет о мекканском обществе.

В отличие от Сноука Хургронье, Саид Абдулгаффар был заинтересован в создании портретов хорошего качества для коммерческих целей, тем более что среди его клиентов были такие влиятельные фигуры, как Аун ар-Рафик, великий шериф Мекки. Люди на его портретах, например, стоят на фоне роскошных ковров или в окружении реквизита, который говорил об их богатстве и современности.

_Осман-паша, генерал-губернатор Хиджаза.jpg

Осман-паша, генерал-губернатор Хиджаза, Саид Абдулгаффар

Снук Хургонье не стремился афишировать, кто был автором части работ, опубликованных в его сборниках. В издании 1889 года, в которой была представлена ​​первая крупная серия фотографий паломников, совершающих хадж, голландец упомянул Саида Абдулгаффара только как «мекканского врача, которого […] я учил». В библиотеке Лейденского университета в архиве Снука Хургронье хранятся неопубликованные фотоработы Абдугаффара, по крайней мере, те, что можно окончательно приписать ему, но снова под именем этого востоковеда.

Сегодня фотографии Саида Абдулгаффара говорят сами за себя, предлагая альтернативный взгляд на темы, пользовавшиеся популярностью среди ориенталистов в то время.

Автор: Анна Кэнби Монк, куратор изобразительного искусства  Британской библиотеки

Источник: www.qdl.qa

Фото: www.qdl.qa

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку