Исламские новости

Итикаф в «тюркский шатре» Посланника Аллаха (мир ему) 24 Апреля 2022

Итикаф в «тюркский шатре» Посланника Аллаха (мир ему)

Пост, будучи средством воспитания воли и очищения занимает важное место в нашей жизни как с точки зрения нравственности (ахляк), так и богослужения (ибадат). Но это поклонение не заключается только в воздержании от еды и питья. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в месяц Рамадан еще больше внимания уделял поклонению, чтобы каждый миг пребывать с Аллахом. Те, кто имел честь общаться с ним, говорили, что, когда наступал священный месяц, он полностью посвящал себя богослужению, стремясь обрести близость к Всевышнему. Совершение итикафа в последние 10 дней Рамадана было для него одним из самых ценных поклонений в этом месяце.

Слово «итикаф» в арабском языке имеет такие значения, как «заключать в тюрьму; задерживать; поселяться где-то и оставаться там; изменять свой обычный образ жизни». В качестве религиозного термина оно обозначает «пребывание определенный промежуток времени в мечети в целях поклонения, соблюдая соответствующие правила», а также «проведение последних 10 дней Рамадана в мечети, не выходя из нее, полностью посвятив себя поклонению».

Поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лично практиковал это поклонение, итикаф сохраняет свое значение до наших дней. В Священном Коране есть даже аят, касающийся этой темы: «Не вступайте с ними (женщинами) в близость, когда вы пребываете в мечетях» (Бакара, 187).

Согласно самым ранним источникам ислама и хадисам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в последние 10 дней Рамадана всегда совершал итикаф. Эту привычку он сохранил до самой своей смерти. Известно, что, когда ему в один год пришлось прервать итикаф, он завершил его в месяц Шавваль.

Поскольку наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время итикафа всегда постился, даже вне месяца Рамадан, а также на основе слов Айши (да будет доволен ею Аллах): «Нет итикафа без поста», можно утверждать, что это поклонение в некотором смысле специфично для Рамадана.

В ранний период Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал итикаф в первые 10 дней Рамадана, после стал делать это в следующие 10 дней, а затем начал отдавать предпочтение последним 10 дням, которые являются самыми благодатными в этом священном месяце, а также скрывают в себе Ночь Предопределения.

mescid-i-nebeviyi-ve-peygamberimizin-kabrini-ziyaret-etmenin-adabi-170395.jpg

В тот день, когда он начинал итикаф, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал утренний намаз, а потом входил в свой шатер в одном уголке мечети, в котором было устроено ложе для него.

Источники в качестве места, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал итикаф, указывают заднюю часть мечети возле колонны, именуемой «столпом покаяния». Позже Нафи и Абдуллах ибн Умар показывали это место приходящим сюда. Это позволяет понять, что оно было широко известно этой особенностью.

Палатка, которую Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел установить для итикафа во время Рамадана, была тюркской, так как в хадисах она называется «куббату ат-туркиййа» (Ибн Маджа, Итикаф). Некоторые источники говорят, что она представляла собой шатер из войлока среднеазиатского типа с отверстием наверху. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) закрывал это отверстие ковриком.

Однажды, когда наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приступал к итикафу в этом шатре, его супруги Айша, Зайнаб и Хафса заявили о желании присоединиться к нему, установив отдельные палатки для себя. Увидев, как его жены соревнуются между собой, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отказался от итикафа, в порицательно вопросительной (истифхам инкари) манере спросив у них: «Вы желаете добра и богобоязненности?» Вместо этого он совершил итикаф в течение 10 дней в месяце Шавваль (Ибн Маджа, Итикаф).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проводил итикаф в одиночестве, рядом с ним никого не было. Он не выходил из палатки, кроме как для удовлетворения насущных потребностей. Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из мечети по такой причине, он по дороге навестил одного больного, но не стал присаживаться, расспросил его о делах и вернулся, не задерживаясь. Однажды он даже не стал выходить из палатки, а просто высунул голову, а Айша вымыла ее и расчесала ему волосы. Точно так же он разговаривал с посетителями мечети, не выходя из своего шатра и просто приоткрывая полог.

В одном из преданий говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал итикаф в тюркской палатке из войлока в мечети. Ее вход был прикрыт ковриком. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял этот коврик и положил его на одну сторону шатра. Затем высунул голову из него и обратился к собравшимся».

Как мы видим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил только для удовлетворения своих насущных потребностей, и ни в каких иных случаях не покидал пределы места, отведенного для итикафа.

В это время он не имел отношения со своими женам, следуя повелению аята: «Не вступайте с ними (женщинами) в близость, когда вы пребываете в мечетях» (Бакара, 187). Но жены и родственники могли навещать его в шатре.

Однажды его супруги пришли к нему после ночного (иша) намаза. Завершив визит, все они ушли, кроме Сафии, которая осталась еще на час. Когда она собралась домой, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не торопись, я провожу тебя», а после довел свою жену до ее жилища, расположенного рядом с домом Усамы ибн Зайда. Все это показывает нам, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал итикаф в состоянии полного уединения и созерцания (тафаккур), и отвлекался только на удовлетворении своих насущных потребностей.

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал итикаф, к нему приходил Джибраил (мир ему), и они по очереди читали Коран друг перед другом. В истории ислама это называется «мукабаля» или «ард». Но мы не знаем подробностей того, как происходило такое чтение. Суть его заключалась в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и Джибраил (мир ему) прочитывали все ниспосланные до этого аяты от начала до конца и уточняли порядок сур.

Почти во всех достоверных сборниках хадисов (у Бухари, Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, Ибн Маджи, Байхаки, Дарими, в «Муснаде») сообщается, что в год своей смерти Пророк (мир ему и благословение Аллаха) провел в итикафе последние 20 дней Рамадана. Кроме того, заявляется, что он в этот год прочитал Коран вместе с Джабраилом (мир ему) дважды, в некотором смысле, придав Священной Книге окончательный вид.

После смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) его жены в соответствии с его сунной совершали итикаф последние 10 дней каждого Рамадана. Точно так же поступали и другие сподвижники.

Как ясно из этого, итикаф не является специфичным только для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) видом поклонения. Наоборот, это одна из сунн, которую он оставил мусульманам.

 

Автор: Мустафа Демирчи

Мустафа Демирчи – профессор, преподаватель кафедры литературы исторического факультета Сельджукского университета в Конье (Турция)

Источник: www.gzt.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку