Исламские новости

Куллие султана Баязида II в Турции – одна из самых ранних медицинских школ 27 Августа 2022

Куллие султана Баязида II в Турции – одна из самых ранних медицинских школ

Куллие султана Баязида II, основанная в XV веке, внесла значительный вклад в медицину и науку Османской империи.

В Османской империи существовало традиция строить мечети и медресе на вновь завоеванных землях. Когда к ним добавлялись другие учреждения, такие как благотворительные столовые, пекарни, бани (хамам) и другие, образовался комплекс под названием куллиеКуллие – это османская архитектурная концепция, комплекс с центральной мечетью и рядом вспомогательных зданий, окружающих ее. Финансировались они благотворительными фондами – вакф. Вакфы имели уставные документы, которые содержали информацию об управлении куллие и обязанностях персонала, качествах и квалификации работников этих учреждений. Устав мог меняться со временем в зависимости от условий, но оставался неизменным главный принцип – использование имущество вакфа во благо общества и запрет личной собственности на него.

Строительство куллие в Эдирне началось в 1484 году по приказу султана Баязида II и было завершено в 1488 году. Архитектором комплекса считается Мимар Хайреттин (даты рождения и смерти неизвестны), построивший ряд значимых памятников того периода. Как и в случае других подобных комплексов в Османской империи, для обслуживания куллие в Эдирне был создан благотворительный фонд – вакф.

Султан Баязид II был образованным человеком, свободно говорил по-арабски и по-персидски. Хотя он расширил границы империи и участвовал в многочисленных военных экспедициях, этот правитель по возможности предпочитал проводить мирную политику на протяжении всего своего правления, длившегося более 30 лет. Султан придавал большое значение деятельности во благо общества и благотворительности. Целью строительства куллие в Эдирне было обеспечить город больницей. Однако в результате она играла активную роль как больница, медицинская школа, мечеть и благотворительная организация вплоть до русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

_куллие внутренний двор.jpg
Внутренний двор

Больница была одной из самых важных частей комплекса. Кроме того, в нем присутствовали и другие сооружения, которые дополняли деятельность больницы в социальных, культурных, религиозных и финансовых аспектах. В целом, в комплекс входили:

- медицинская школа;

- мечеть, которая находится в центре комплекса;

- два гостевых дома, каждый из которых имел по четыре комнаты для гостей, путешественников, посетителей или студентов;

- больница, которая состояла из трех дворов для амбулаторных пациентов и служебных помещений;

- административные помещения и стационарное отделение;

- отделение социальной помощи (имарет), где два раза в день подавалось бесплатное питание;

- мост и водяная мельница, служившие источником дохода;

- баня (хамам);

- казармы янычарского отряда (мехтерхане);

- начальная школа.

Больницу, находящуюся здесь, можно назвать предшественницей современных учреждений такого рода. Это был хорошо организованный комплекс. Больница не зависела от религиозных структур, как и школа при ней, что было явным преимуществом перед западным медицинским образованием того времени, которое получали при монастырских школах.

_куллие медицинская школа.jpg
Медицинская школа

Больница состояла из трех дворов. В первом дворе располагались шесть амбулаторных и подсобных помещений, служивших кухней, прачечной и комнатой, где приготавливались лекарства. Четыре комнаты во втором дворе были административными помещениями. Третьей частью было стационарное отделение. Сначала здесь лечили пациентов самого разного профиля, однако после XVI века больница стала специализироваться на ушевнобольных. Стационарное отделение, которое называлось шифа-хане, примечательно и в архитектурном плане. Здание имеет отличную акустику, так как музыка и журчание воды в фонтане использовались при лечении психически больных пациентов. Палаты также имеют хорошую акустику, что позволяло слушать музыки и в них. Весьма примечательно существование специальных помещений для прослушивания музыки, учитывая, что в то время в некоторых странах психически больных людей просто убивали. Планировка главного корпуса больницы позволяла организовать эффектную работу с небольшим количеством персонала.  

_куллие план медицинской школы.jpg
План медицинской школы

Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби (1611-1682), посетивший Эдирне в 1652 году, упомянул комплекс в своей книге путешествий «Сияхат-наме»: «Здесь есть больница, которую не описать ни словами, ни пером. Комплекс, расположенный посреди виноградника, имеет высокий купол, уходящий в небо... На этой открытой площадке есть небольшой купол на шести мраморных колоннах, похожих на корону... Под каждой аркой имеется зимняя комната с двумя окнами. Одно из окон выходит в небольшой сад с розами и деревьями, а другое - на бассейн и фонтан в центре этого большого купола. Перед этими восемью зимними комнатами есть также восемь летних комнат... Эта больница является домом для многих богатых и бедных, молодых и пожилых людей, которые страдают от различных болезней».

куллие устав вакфа.jpg
Устав вакфа

Медицинская школа в куллие в Эдирне состоит из 18 комнат для студентов и учебной аудитории, построенной рядом с больницей с восточной стороны. Первым учителем этой школы был шейх Лютфуллахзаде Бахауддин. Комнаты расположены по трем сторонам квадратного двора с фонтаном посередине. Студенческие комнаты имеют размеры 3,63 × 3,63 м, а учебная аудитория - 8,45 × 8,30 м. За входной дверью есть лестница, ведущая на балкон. Вероятно, студенты и гости слушали уроки с этого балкона. В центре двора когда-то был фонтан, фундамент которого сохранился до наших дней, и колодец. В дополнение к главному входу в больницу можно было пройти из медицинской школы по специальному проходу.

Студенты-медики в школе изучали фундаментальные науки. После получения теоретических знаний они проходили подготовку в качестве врачей в больнице под наблюдением специалистов. Они получали бесплатное питание, кроме того, им давали две серебряные монеты (акче) на карманные расходы. Учителя также получали зарплату. Условия, определенные для персонала медицинской школы, были подробно объяснены в уставной книге вакфа. Тщательному отбору квалифицированных кадров и определению их обязанностей и прав придавалось первостепенное значение. В источниках приводятся такие сведения о ней и качествах, которыми должны обладать работающие в комплексе специалисты:

Учитель (мударрис): «Это должен быть человек, который боится Аллаха, хорошо осведомлен в рациональных и традиционных науках и способен читать лекции. Он будет получать 50 серебряных монет в день, включая выходные (позже он будет получать 60 серебряных монет, включая нерабочие дни)».

Заместитель учителя (муид): «Он должен быть способен объяснять, писать и читать лекции. Он должен преподавать ценные книги студентам. Он будет получать 7 серебряных монет в день, исключая выходные».

Библиотекарь (хафил-и китаб): «Он должен быть надежным, знающим и мягким, оберегать книги, подаренные медицинской школе, и не позволять студентам уносить их из библиотеки. За потерянные книги библиотекарь будет выплачивать из своих средств. Он будет получать 2 серебряные монеты в день».

«Привратник (бавваб) и подметальщик (фарраш) будут получать 2 серебряные монеты в день, 18 студентов также будут получать 2 серебряные монеты в день».

куллие музей1.jpg

Турецкий путешественник Эвлия Челеби писал о студентах медицинской школы: «В куллие есть медицинская школа. Студенты, живущие в комнатах, зрелые и умелые врачи, которые обсуждают таких ученых, как Платон, Сократ, Фалес, Аристотель, Гален и Пифагор. Согласно определению, есть два вида науки. Один из них науки о религиях, другой науки о человеческом теле, каждая из них интересуется какой-то областью знаний, почитает свои книги и ищет способы исцелить страдания человека».

В уставе вакфа больницы Баязида II ее штат определен следующим образом:

«В больнице должно быть 3 знающих врача, один из которых назначается главным. Главный будет получать 30, а другие 10 серебряных монет в день.

Должно быть 2 офтальмолога, талантливых в своей области, каждому из которых будут платить 7 серебряных монет. Надежному секретарю будут платить 4 серебряные монеты в день.

4 медсестрам будут платить по 3 серебряные монеты в день. Они должны обслуживать [больных] с улыбкой, показывая хорошие манеры.

Должен быть человек с медицинским талантом, который будет готовить сиропы и лекарства. Ему будут платить 6 серебряных монет.

Должен быть надежный человек, отвечающий за закупки. Он должен уметь отличать полезное от вредного, свежее от несвежего. Ему будут платить 4 серебряные монеты в день.

куллие музей.jpg

Должен быть надежный человек, который отвечает за склад. Ему будут платить 4 серебряные монеты в день.

Должно быть 2 повара. Они должны уметь готовить по назначению врача пищу, подходящую для больных. Каждому будет выплачиваться 3 серебряных монеты в день.

Должен быть человек, отвечающий за постели, также человек для обмывания трупов [согласно шариату, это полагается делать перед погребением], привратник и один человек, отвечающий за запахи. Они будут получать по 3 серебряные монеты в день».

куллие.jpg

Таким образом, штат больницы включал 21 человек. Кроме средств, выделенных на оплату их труда, существовал фонд в 200 серебряных монет на разные расходы, такие как питание и лекарства.

В настоящее время в комплексе находится Музей здоровья, открытый в 1997 году. В 2004 году он был удостоен премии Совета Европы. Недавно была восстановлена медицинская школа куллии. В ней было воссоздано первоначальное оформление комнат и показаны исторические сцены.

 

Автор: Нуретдин Хейбели

Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку