Исламские новости

Исторический дом в Бухаре будет превращен в Музей наследие джадидов. Фото 4 Октября 2025

Исторический дом в Бухаре будет превращен в Музей наследие джадидов. Фото










Предполагается, что Музей наследия джадидов, с инициативой создания которого выступил Фонд развития искусства и культуры Узбекистана, откроется в 2027 году. Проект по превращению исторического здания в Бухаре в музейное пространство возглавляет ливанский архитектор Лина Готме.

Джадидизм представлял собой реформаторское интеллектуальное мусульманское движение в Центральной Азии и России конца XIX – начала XX века. Его название происходит от арабского слова джадид «новый». 

дж_1.jpg

Джадиды выступали за модернизацию общества через образование при сохранении исламской и культурной идентичности. Они способствовали распространению грамотности, социальных реформ и рационализма, а также включению арифметики, географии, естественных наук и литературоведения в учебные программы религиозных учебных заведений. Во многом джадиды заложили основу для современных систем образования в Центральной Азии.

В Музее наследия джадидов будут представлены рукописи, артефакты и портреты, демонстрирующие вклад и непреходящее влияние этого движения.

Проект, инициированный узбекским Фондом развития искусства и культуры, планируется запустить в 2027 году. Он является частью более масштабных усилий по сохранению и переосмыслению национального наследия страны, а также по привлечению к нему внимания международного сообщества.

дж_2.jpg

Музей разместится в историческом здании, которое когда-то было домом Усмона Ходжаева, одного из отцов-основателей Бухарской народной советской республики и ключевой фигуры движения джадидов. Усмон Ходжаев сыграл активную роль в создании нескольких джадидитских школ в начале XX века. Вернувшись в Узбекистан из Турции в 1913 году, он также стал одним из организаторов национально-демократического движения младобухарцев.

Дом Усмона Ходжаева, расположенный недалеко от Ляби-Хауз, одной из центральных площадей Бухары, включает в себя ключевые элементы архитектурного наследия Узбекистана. К ним относятся искусная резьба по дереву и изящная роспись, а также складчатые своды, известные как мукарнасы. Лина Готме намерена сохранить многие из этих элементов, обновив их. «Меня восхищает мастерство ремесленников. Этот дом – настоящая жемчужина», – говорит она.

дж_3.jpg

Дом подвергся некоторым изменениям, которые исказили его первоначальный облик. Лина Готме намерена убрать часть пристроек, чтобы освободить место для музейных помещений, включающих библиотеки и выставочные залы. Архитектор поведала о своих планах: «Я хочу сохранить внешний вид здания и то, что было сутью истории этого места. Мы видим, что в некоторых помещениях были добавлены ванные комнаты, а ещё там есть перегородки – всё это можно убрать».

Как и во многих традиционных домах, здание построено вокруг внутреннего двора. В ходе реконструкции Лина Готме намерена сделать его более открытым, преобразовав в более привлекательную общественную зону. Идея, по её словам, состоит в том, чтобы «превратить его в интерактивное пространство».

Музей наследия джадидов – естественное продолжение творчества Лины Готме. Её работы, которые она называет «археологией будущего», основаны на тщательном изучении истории и культурной памяти.

Архитектор исследовала контекст музея, его предназначение, а также историю здания, в котором он расположен. Она рассказывает: «Прежде чем приступить к работе, я изучила архивы. Я хотела понять топологию этого дома, узнать историю джадидов и связать все элементы воедино. Я хотела понять, как представить все это в современном ключе. Это во многом связано с моей работой в качестве археолога, которая заключается в том, чтобы перенести прошлое в будущее и сделать его актуальным в настоящем».

джад_1.jpeg

Общение с местными экспертами – ключевой аспект работы Лины Готме. Архитектор посетила Узбекистан и встретилась с учёными и историками, изучающими движение джадидов. Она также планирует сотрудничать с местными ремесленниками в процессе реставрации дома. «Работа с местными жителями очень важна. Я думаю, что моя роль заключается в том, чтобы сделать это место снова известным всему миру», – говорит Лина Готме.

По ее словам, движение джадидов сегодня особенно актуально и может многому нас научить: «Это было реформаторское движение, пробуждение.  Оно с глубоким уважением относилось к религии, к исламу, но при этом подчёркивало значение образования, литературы, искусства. Это было неотъемлемой частью понимания джадидами исламской религии и, конечно, эмансипации женщин в то время и их центральной роли в формировании общества».

«Если посмотреть на это с современной точки зрения, то это очень актуально. Это важно для нашего общества и сегодня, и нужно понимать, что религия – это не закрытость, а стремление к знаниям и способность жить в сплочённом обществе, где существуют разнообразие и гендерное равенство», – заявляет архитектор.


Размиг Бедириан

https://www.thenationalnews.com


Возврат к списку