Сибиряки почтили память трех павших за веру мусульманок

10 Июня 2011 На окраине села Каскара Тюменского района в минувшее воскресенье состоялся хатым (поминальное мероприятие) в память о трех девушка - Зарифе, Сабире и Сарибчамал, которые согласно преданию были зверски убиты в период становления ислама в Сибири. Их могилки, три холмика за общей оградкой, местное население называет астаной (памятным местом) и ежегодно проводит здесь ритуальное угощение с чтением Корана и дуа по душам миссионерок.

«По легенде эти девушки были в составе отряда бухарских шейхов-миссионеров, принесших ислам в Сибирь, - рассказал корреспонденту IslamNews тюменский краевед Ришат Рахимов, занимающийся паспортизацией астаны. – Девушки ехали, чтобы учить исламу женщин. По рассказам информаторов, местные жители, пребывавшие в язычестве, встретили миссионеров крайне враждебно. Многие были убиты. Девушки-миссионерки, захваченные в плен, перед тем как быть заживо погребенными, носили землю для своих надмогильных холмов в собственных подолах».

По последним данным, в Тюменской области обнаружены уже более 80 таких захоронений. 77 из них Ришат Рахимов посетил лично. Исследователь говорит, что ничего удивительного в таком большом количестве могил средневековых миссионеров ислама на территории области нет. Здесь некогда был центр Тюменского, Сибирского ханств. Старинные сибирские летописи «сачара» говорят о более чем трехстах шейхах, оставшихся лежать в Сибири. В тот период истории под «Сибирью» понималась территория нынешней Тюменской области и частично Омской, но никак не Хакасия с Тувой.

Практически за каждой астаной закреплен хранитель. За астаной Каскаринской смотрит жительница села, пенсионерка Фарида Махмутова, она же организует хатым-аш. В этом ей помогают двое сыновей. В результате бурных событий 20 века институт хранителей покоя шейхов-миссионеров в ряде мест не сохранился, но в наши дни, по утверждению Ришата Рахимова, он восстанавливается. Правда, этому есть препятствия со стороны тех, кто считает, что выявление и ограждение средневековых некрополей может привести к «ширку» - многобожию - в виде поклонения могилам "святых". Например, они сломали ограждение вокруг астаны возле поселка Казарово, установленное местными стариками для того, чтобы люди и животные не мочились на месте старого захоронения.

Современное ограждение могил Зарифы, Сабиры и Сарибчамал, по данным краеведа Рахимова, изготовлено в мае 2010 г. на средства Каскаринского сельского поселения. Прежняя ограда была сооружена на пожертвования местных жителей в 1978 г. под руководством тогдашнего хранителя Нигматуллы Калеева.

Возврат к списку