: Исламское право в новейшее время
ВВЕДЕНИЕ
Развитие исламского права в современный период, характерными чертами которого являются усиление тенденций исламизации и частичный возврат правовых систем некоторых исламских государств к традиционным истокам, охватывает исторический период, начиная со второй четверти XX в. до наших дней.
Основными предпосылками развития исламского права в новейшее время явились события, произошедшие ранее и вызвавшие в исламском мире не только социально-политический кризис, но и кризис богословской мысли.
Событием, оказавшим наибольшее влияние на переосмысление богословами своего наследия, явилась колонизация мусульманских стран, в результате которой исламское право (шариат)1 начало либо полностью, либо частично выводиться из практической сферы и заменяться светским законом. В 1860 году это произошло в Индии, в 1899 - в Судане, в 1918 году - в Ираке, в 1914 году - в Тунисе, в 1874 году - в Марокко и Алжире, в Османской империи в 1924 г.2 и т.д. [1, с. 360].
Другим историческим событием для исламского мира было падение Османской империи и приход к власти Ататюрка. Для мусульман Османская империя олицетворяла собой исламский халифат, установленный после смерти пророка Мухаммада, единое теократическое государство, объединявшее мусульман различных национальностей и регионов, где в основе законодательства лежало исламское право (фикх)3.
Под влиянием всего упомянутого в различных регионах исламского мира начинает формироваться движение ислах (исправление, реформа), ратующее за обновление и возрождение исламской уммы. В основу этого движения легла идея об отказе от таклида (следование за мнением богослова), косности мысли и открытии врат иджтихада (правотворчества). Однако не многие из последователей этого движения достигли значимого результата и дошли до своего логического завершения.
Несмотря на это, ислах оказал существенное влияние на процесс исламизации, который проявляется в попытке приведения законодательства в соответствие с классическими принципами и нормами исламского права. Влияние классического исламского права наиболее ощутимо на правовую идеологию, правовую культуру, правовое сознание и правовой менталитет граждан этих государств [2, с. 107].
Несмотря на это, идея о шариате, как о единственно верной правовой системе, продолжала будоражить умы богословов и религиозной части интеллигенции. Практическую реализацию эта идея нашла в реформе системы образования, попытках кодификации положений шариата, создании таких научно-популярных трудов, как энциклопедии и словари терминов, попытках реализации идеи коллективного иджтихада.
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Как известно, учебные заведения и университеты появились в исламском мире значительно раньше того периода, о котором мы говорим. Однако образовательный процесс, дисциплины и учебные пособия могли не меняться столетиями. В новых условиях университеты, помимо религиозных направлений, начали внедрять в программу и светские специальности, в результате чего религиозные направления оформились в отдельные факультеты. Была введена европейская трехступенчатая система высшего образования, включавшая в себя бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Одними из первых реформы коснулись университета ал-Азхар. Позднее в 1923 году в университете Дамаска был создан факультет права, в программах которого проблемы шариата раскрывались лишь частично, полностью отдельный факультет был создан в 1945 году [1, с. 363]. В Багдаде в 1958 году был создан государственный университет, до этого с 1946 года отдельно существовал факультет шариата. В 1961 году факультет был введен в состав университета. Точно так же произошло и в Иордании: университет был создан в 1962 году, шариатский факультет - в 1964 году, а в состав университета он вошел только в 1971 году [1, с. 364]. За ними последовали открытия факультетов шариата в Кувейте в 1967 году, Судане (в университете Умм Дарман) в 1965 году; в Саудовской Аравии было открыто три факультета при университете имама Мухаммада бин Сауда, университете Умм ал-Кура и университете Медины [1, с. 365].
Создание факультетов помогло не только сохранить исламское богословское наследие, но также и вывести его на новый научный уровень. Благодаря деятельности этих факультетов появились научные журналы, например, журнал Кувейтского университета, энциклопедии и т.д. Кроме этого, упомянутые факультеты помогли подготовить не только научные и педагогические кадры, способные преподавать и вести научные изыскания в области исламского права, но также и государственных деятелей, судей, членов парламентов.
КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ ШАРИАТА
Еще одним практическим шагом, повлиявшим на сохранение и развитие исламского права, стала кодификация положений шариата. В исламской историографии права выделяются официальные и не официальные попытки кодификации.
Что касается официальной кодификации законов шариата, то она позволила их систематизировать и составить гражданский кодекс, имевший богословско-правовую основу. Процесс кодификации начался раньше рамок рассматриваемого периода и был связан с составлением текста «ал-Маджаллы»4 [1, с. 368].
К неофициальной кодификации относятся попытки кодификации, предпринятые такими богословами, как Мухаммад Кадри Баша (1886-1951)5, Мухаммад Мухаммад ‘Амир6 и Ахмад ибн ‘Абдаллах ал-Кари ал-Макки (ум. 1940)7. Мухаммад Кадри Баша оформил свой труд в трех томах: гражданские взаимоотношения (941 статья), гражданские состояния (647 статей) и деятельность вакфов8 (646 статей), в основы которых легло ханафитское право. Труд Мухаммада Мухаммада ‘Амира состоял из четырех частей: судопроизводство, семейное право и гражданское состояние, гражданские взаимоотношения и пожертвования (вакфы), наследственное право, общее количество статей составило 928, в основу которых легли положения маликитской школы. И наконец, Ахмад ибн Абдаллах ал-Кари ал-Макки, сборник которого состоял из двадцати одной книги, включающих 2382 статьи, в основу которых легло ханбалитское право [1, с. 374-376].
Несмотря на то, что неофициальная кодификация носила больше теоретический характер, однако позднее она нашла прикладное применение. На основе трудов Мухаммада Кадри Баши были подготовлены тексты гражданского кодекса таких стран как Египет, Сирия, Кувейт и др.
ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СПРАВОЧНИКИ
Еще одним шагом в развитии исламского права является создание энциклопедий, справочников и специализированных словарей. Среди них можно отметить энциклопедии шариатского факультета Дамасского университета, Каирского высшего совета по делам религии [3], Каирской академии исламских исследований, министерства вакфов и исламских дел Кувейта [4]. Последний проект является наиболее масштабным. Он был начат в 1968 году и продолжается по настоящее время. Статьи энциклопедии составлены в алфавитном порядке, каждый вопрос рассматривается с точки зрения четырех мазхабов, в рамках статьи излагается аргументация, приводятся ссылки на основные источники ислама и известные труды по исламскому праву (фикх), а также разъясняются сложные термины, связанные с проблематикой шариата. На данный момент подготовлено сорок пять томов энциклопедии.
Необходимость составления упомянутых энциклопедий была связана с тем, что за всю историю развития исламского права было подготовлено множество различных классических трудов, содержание которых было недоступно верующим, не являющимся специалистами в данной области наук. Им сложно найти то или иное законоположение шариата, связанное с частным вопросом. Но даже в том случае, если обыватель и найдет ответ на поставленный вопрос, сохранится терминологический барьер, препятствующий пониманию текста. А кроме того, богословско-правовые книги зачастую имеют различную, несистемную структуру, далекую от современного понимания структурирования текста на главы, разделы и параграфы.
Что же касается справочников и специализированных словарей, то наиболее известные из них справочные словари к книге «ал-Мухалла»9 Ибн Хаз- ма10, составителем которого является Мухаммад ал-Мунтасир ал-Каттани11. Словарь был издан в 1966 году под названием «Му‘джам ибн Хазм аз-За- хири» [5]. Такие же словари есть к известному ханафитскому труду Хашийа Ибн ‘Абидина12, а также к книгам «Джам‘ ал-джавами‘»13, «Джавахир ал- иклил шарх мухтасар халил»14, «Фатх ал-кадир»15 и другие [1, с. 391-403].
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИДЖТИХАД
И наконец, отличительная черта современного периода развития исламского права - коллективный иджтихад. Коллективный иджтихад стал возможен и актуален в силу следующих причин: во-первых, появление скоростных видов транспорта, дающих возможность легко собирать известнейших богословов в одном месте, во-вторых, совершенствование средств связи и возможность использования современных электронных устройств для обмена информацией между богословами, в-третьих, миграция мусульман в Европу, Америку, поставившая перед мусульманами новые проблемы интеграции в западный социум. Реализация коллективного иджтихада проходила посредством создания исследовательских центров, проведения различных международных конференций и создания богословских совещательных органов.
В качестве наиболее значимых из них можно отметить Исламский исследовательский центр университета ал-Азхар [6]. Его учредителем является сам университет. Исследовательский центр ведет свою работу с 1961 года. При центре создано четыре комиссии, каждая из которых специализируется в той или иной области богословия: комиссия Корана и сунны, комиссия исследований по фикху, комиссия по исламскому наследию и комиссия по гуманитарным исследованиям. В работе центра принимают участие многие известные богословы с мировым именем. Центр ежегодно проводит заседания, на которых заслушиваются доклады о богословских изысканиях его членов. В дополнение к научно-богословским исследованиям комиссия по вопросам фикха также занимается вопросами кодификации исламского права в соответствии с известными мазхабами, а также решением новых вопросов, актуальных для мусульман [1, с. 437-438].
Следующим совещательным богословским органом является Исследовательский центр по вопросам фикха в Мекке при Всемирной исламской лиге [7]. Учредителем данного центра является Всемирная исламская организация, центр учрежден в 1978 году. Деятельность центра больше ориентирована на решение вопросов исламского права, актуальных для мусульман различных регионов. В работе центра также принимают участие богословы из разных регионов исламского мира, однако, так как многие вопросы носят междисциплинарный характер, то к работе центра привлечены специалисты по экономике, юриспруденции, медицине и многие другие. Среди проблем, которые изучает центр, есть вопросы, посвященные банковской деятельности, лотереи, различным видам страхования, особенностям современной экономической деятельности в соответствии с требованиями ислама. Также центр занимается подготовкой специализированных словарей терминов, изучением современного наследия по фикху, популяризацией богословского наследия, подготовкой молодых специалистов по вопросам фикха и их стимулированием к иджтихаду, изданием журнала центра. Исполнительный комитет данного центра представлен председателем Всемирной исламской лиги и рядом комитетов, среди которых: комитет по терминологии фикха, комитет богословского наследия по фикху, комитет по научным исследованиям (задачами которого являются как сами исследования, так и призыв к научно-исследовательской деятельности), редакционный комитет, комитет современных исследований и наградной комитет [1, с. 438-441].
Еще одна организация, Центр исламского права в Джидде, была учреждена 1-2 января 1981 года Организацией исламская конференция [8] по результатам ее очередного заседания. Перед центром были поставлены две основные задачи: обеспечение идеологического и практического единства мусульманской уммы за счет внедрения законов шариата в жизнь, а также призыв к мусульманской умме вернуться к вероучению, изучить современные и актуальные для мусульман проблемы и найти их решение. Центр занимается поиском оптимальных, облегченных решений по вопросам фикха, их популяризацией, призывом к отказу от законов, изобретенных человеком, в пользу законов шариата [1, с. 441-442].
Следующая организация - Международный союз мусульманских ученых, представляет собой международную исламскую неправительственную организацию, учрежденную в 2004 году в Лондоне (штаб-квартира в Дохе (Катар)). Генеральным секретарем организации является иракский богослов ‘Али Карадаги, а президентом - марокканский богослов Ахмад ар-Райсуни. Филиалы организации расположены в более чем семидесяти странах Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америки. Организация преследует такие цели как сохранение исламской идентичности уммы, распространение идей умеренности и борьба с радикализмом, объединение интеллектуального потенциала мусульманских богословов в решении наиболее значимых для уммы вопросов, решение проблем мусульманских меньшинств в различных регионах мира, пропаганда мира, добрососедства, сохранение семейных ценностей [9].
Миграционные процессы во второй половине XX - начале XXI в. привели к значительному росту численности мусульман в Европе и Северной Америке, что стало причиной создания соответствующих богословских организаций. К таковым можно отнести Европейский совет по фетвам и исследованиям и Совет фикха Северной Америки.
Европейский совет по фетвам и исследованиям был учрежден в 2930 марта 1997 г. в Лондоне Федерацией исламских организаций в Европе. Штаб-квартира на данный момент находится в Дублине. Президентом организации является египетский богослов Юсуф ал-Кардави, а генеральным секретарем - Хусейн Мухаммад Халава. ЕСФИ ставит перед собой целью подготовку фетв в соответствии с потребностями мусульман Европы. В основе своей деятельности он учитывает положения всех школ суннитского права, а также такие правовые принципы как цели шариата, обеспечение общественного блага, соблюдение требований обычаев и предотвращение вреда в попытке вывести фетву. Данная методика изобретена специально для решения ситуаций, в которых сложно отдать предпочтение строгой интерпретации того или иного мазхаба. В ее основе лежит доктрина «ад-дарура» («необходимость»), позволяющая найти допустимое разрешение для традиционно запретных деяний [10].
Совет фикха Северной Америки берет свое начало от Комитета по религиозным вопросам тогдашней Ассоциации мусульманских студентов Соединенных Штатов и Канады, созданной в начале 1960-х гг. На базе этой ассоциации в 1980 году было создано Исламское общество Северной Америки, а Комитет по религиозным вопросам превратился в Совет фикха Северной Америки. Миссия комитета заключается в предоставлении мусульманам Северной Америки рекомендаций по всем вопросам, связанным с шариатом, путем ответа на их вопросы, написания исследовательских документов и проведения конференций/семинаров, связанных с исламскими правовыми принципами в Северной Америке. Кроме того, Совет предоставляет важную информацию для широкой общественности Северной Америки по различным вопросам ислама. Председателем совета является доктор Музаммил Сиддики, его заместителем - Зайнаб Алвани, а исполнительным директором - Зулфикар ‘Али Шан [11].
В деятельности всех упомянутых центров принимают участие наиболее известные богословы исламского мира. В рамках деятельности центров выносятся богословские заключения по проблемам исламского права, освещенным в классической богословской литературе, однако нуждающимся в пересмотре в связи с новыми экономическими и социально-политическими условиями. Помимо них, центры также исследуют современные вопросы, актуальные для мусульман различных регионов земного шара, в поисках богословского заключения соответствующего той или иной ситуации или явлению.
Что касается конференций, то наиболее важной из них стала конференция «III Международный конгресс сравнительного правоведения» в Гааге в 1937 году, в работе которой принял участие известный богослов Махмуд Шалтут (1893-1963), сорок третий шейх ал-Азхара. Она была посвящена вопросам уголовного и гражданского права в исламском законоведении, а также взаимоотношениям между шариатом и романо-германским правом. По итогам конференции исламское право было признано не только самостоятельной правовой системой, но и одной из основ современной правовой системы.
Международная экономическая конференция в Мекке была проведена 21-26 февраля 1976 года. Инициатором конференции был университет имени короля ‘Абд ал-‘Азиза, а организатором - факультет экономики данного университета. В работе конференции приняли участие знатоки исламской мысли и экономики и было представлено большинство исламских университетов мира, присутствовали также делегаты из Европы и США. Во время конференции обсуждались различные проблемы экономики с точки зрения шариата. По итогам конференции при университете был создан Международный исламский центр экономических исследований, а также было принято решение провести вторую конференцию по исламской экономике в 1982 г. в Исламабаде на тему «Развитие, инвестиции и распределение материальных благ в Исламе».
Первая исламская конференция по мусульманском праву (фикх) в Эр-Рияде состоялась 24 октября 1976 года. Организатором конференции был университет имама Мухаммада ибн Са‘уда. В работе конференции приняли участие 124 богослова-факиха, правоведа и судьи из 26 стран мира и было заслушано 60 докладов. В рамках конференции обсуждались проблемы иджтихада, применения уголовных норм шариата, исламской судебной системы, особенности применения норм шариата на практике, нападок на исламскую правовую мысль, особенностей исламской экономической системы.
Также следует отметить и недели исламского права (фикх), проведенные в различных регионах мира. Первая такая неделя была проведена в Париже в 1951 году, вторая - в Дамаске в 1961 году, третья - в Каире в 1967 году, четвертая - в Тунисе 1974 году, пятая - в КСА в 1977 году [1, с. 445-455].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы видим, что исламское право не теряет своей актуальности. Но новые вызовы времени ставят перед богословами проблемы, с которыми исламская умма еще не сталкивалась. Часть этих вопросов связана с особенностями поклонений в новых условиях, как, например, совершение молитвы в самолете, космической станции, использование тех или иных видов лекарств во время поста. Другая часть вопросов связана с экономическими взаимоотношениями и рассматривает, в частности, особенности исламского страхования, лизинга, ипотеки. Кроме них, богословы также уделили внимание таким понятиям, как клонирование, эвтаназия и многим другим. Одними из последних являются ряд фетв относительно карантинных мероприятий, связанных с вирусом COVID-19 [12]. Для решения этих проблем правительства мусульманских стран, общественные и научные организации обращаются к новым методам работы, инициируют круглые столы, конференции, принимают активное участие в различных богословских советах.
В рамках этого процесса идет постоянная модернизация системы образования, создаются научно-исследовательские центры, некоторыми осуществляется попытка переоценки исламского правового наследия. Для решения современных актуальных вопросов исламского права проводятся конференции и недели исламского права (фикх). В последние годы в этих процессах все более активное участие принимают и мусульмане России, внося свой посильный вклад в принятии богословских решений в ответ на вызовы современности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
↑1. Al-Badavi Yu. Madkhal al-fikkh al-islami va usulukhu. Oman: Dar khamid; 2007. 477 c.
↑2. Khashmatulla B. Evolyutsiya islamskogo prava: Teoretiko-komparativistskoe issledovanie: dis. … doktora yuridicheskikh nauk. Odessa, 2006. 410 s.
↑3. Al-Mausuʻa al-fikkhiiia. Kuveit: Vizarat al-aukaf va ash-shu’un alislamiiia; 1983. v 45 t.
↑4. Al-Musuʻa al-islamiia al-ʻamma. Kair, 2003. 1488 s.
↑5. Al-Kattani M. Muʻdzham fikkh Ibn Khazm az-Zakhiri. Dar al-Kutub alʻIlmiia; 2009. 864 s.
↑6. Islamskii issledovatel'skii tsentr universiteta al-Azkhar. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.azhar.eg/magmaa (data obrashcheniya: 29.01.18).
↑7. Issledovatel'skii tsentr po voprosam fikkha v svyashchennoi Mekke pri Vsemirnoi islamskoi organizatsii. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://ar.themwl.org (data obrashcheniya: 29.01.18).
↑8. Mezhdunarodnyi soyuz musul'manskikh uchenykh. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://iumsonline.org/ar/ContentDetails.aspx?ID=8150 (data obrashcheniya: 11.05.2020).
↑9. Tsentr islamskogo prava v Dzhidde. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.iifa-aifi.org (data obrashcheniya: 29.01.18).
↑10. Evropeiskii sovet po fetvam i issledovaniyam. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.e-cfr.org (data obrashcheniya: 11.05.2020).
↑11. Sovet fikkha Severnoi Ameriki. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://fiqhcouncil.org (data obrashcheniya: 11.05.2020).
↑12. Novye fetvy. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.e-cfr.org/blog/category / (data obrashcheniya: 11.05.2020).
Источник: Адыгамов Р.К. Исламское право в новейшее время. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):349-362. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-1-349-362