Кто ты, татарин?

Кто ты? Этим вопросом задается каждый из нас. Некоторые ищут ответ на него осознанно и целенаправленно. Про таких говорят, что они занимаются духовным поиском. Другие саморефлексируют спонтанно, просто находясь в самом потоке своей повседневной жизни. Но абсолютно каждый хочет понять: кто он? Незнание ответа на этот вопрос порождает фундаментальную драму человеческого бытия, трагизм всего нашего существования. Без преувеличения, можно сказать, что «кто я?» главный вопрос человечества, скрывающий под своим покровом величайшую тайну мира и сакральное знание всех времен и народов. Узнать ответ на этот вопрос дано далеко не каждому. Но кто сможет пройти этот путь до конца, кто непросто приоткроет завесу тайны, но отважится целиком и полностью шагнуть в ее бескрайную бездну, того ждет великое пробуждение. «Кто познает себя, тот познает своего Господа», – благовестил об этом Пророк.

Все мы уже так или иначе отвечали на главный вопрос своей жизни: «Кто я?». И у каждого есть на данную тему свои заготовки. Как правило, мы воспринимаем свое «Я» как нечто статичное, зафиксированное, как некую застывшую данность. А между тем, «Я» – это на самом деле процесс. Процесс отождествления или, точнее, самоотождествления. С чем же мы отождествляем себя? Почти со всем. С гендерными признаками (Я – мужчина/женщина), со своей религиозной общиной (Я – мусульманин), с национальностью (Я – чукча), со своим государством (Я – россиянин), со штампом в паспорте (Я – муж/жена) и т.д. и т.п. В результате получается наш многослойный образ самих себя, меняющийся и переливающий разными гранями в зависимости от того, куда направлен лучик нашего внимания. Лоскутное одеяло, сотканное из массы оттенков. Именно этот самообраз мы, как правило, и ассоциируем со своим именем, ставшим нашим личным брендом, через который нас распознает окружение и который является точкой отсчета в системе наших личных социальных координат.

Однако, что бы ни было написано на моей социальной визитке, все это является нечто внешним, привнесенным, акцидентальным. Мужчиной я становлюсь на фоне женщины, начальником – в присутствии подчиненных. Татарином меня делает русский, а отцом – мои дети. Но где-то в глубине души я понимаю, что все это не более, чем мои жизненные роли. Роли не в том смысле, что я их играю, а не проживаю, но в том, что под ними есть еще что-то более глубокое, фундаментальное – то, что всегда со мной, что составляет ядро моего существования и самую сердцевину моего опыта и бытия. И именно здесь, наедине с самим собой, по настоящему и рождается вопрос: «Кто Я?»

Этот вопрос обращает наш взор на предсоциальную ипостась человека, на которую указывал сам Пророк в своем знаменитом изречении о том, что все люди рождаются «в естестве» (аля аль-фитра) и лишь потом из нас делают христиан, мусульман или иудеев. Поэтому можно сказать, что наш социальный самопортрет (из чего бы он ни состоял) является ложным «Я». Ложным в том смысле, что оно обманчиво, ибо поверхностно и не является самой глубинной, окончательной нашей реальностью, нашей предельной природой.

Чтобы размотать многоуровневый и запутанный клубок «Я» необходимо двигаться в обратном направлении – через растождествление. Свои социальные воплощения мы уже отбросили. И пред нами осталось несколько последних слоев. Слой первый: тело. Ты отождествляешься со своим телом, когда говоришь: «Мне холодно», «Я голоден» и т.д.. Однако лишившись руки или ноги, ты не перестаешь быть собой. Значит, ты – не тело. Слой второй: эмоции и чувства, с которыми ты отождествляешься, когда восклицаешь: «Меня это злит», «Я безумно рад» и т.д. Чувства приходят и уходят, эмоции накатывают и отступают, но ты остаешься. Следовательно, ты – не чувства и не эмоции. Слой третий: мысли. Очень тонкий слой, который непросто распознать как нечто внешнее по отношению к себе. Но именно ты частенько утверждаешь: «Ко мне пришла мысль», «Меня осенила идея». Другими словами, ты отделяешь себя от своих мыслей и идей. «Навязчивые мысли», те самые непрошенные гости в твоем доме – это о том же: ты не есть мысли.

Ты не твой внутренний голос, который как невыключенное радио несмолкаемо звучит в твоей голове. Этот голос принадлежит не тебе, а кому-то другому, с кем ты чаще всего отождествляешься. Говорун внутри тебя, псевдо-Я, живет самостоятельной жизнью: он говорит что хочет и когда хочет (даже если ты в этот момент безумно хочешь спать), он говорит как твоим голосом, так и голосами твоих знакомых, а иногда просто включает какую-нибудь мелодию, которая (вне зависимости от твоего желания) может стать твоим внутренним фоном на целый день. Он явно не ты, хотя и живет с тобой по соседству, где-то совсем близко от тебя. Именно поэтому большинство из нас путает себя с ним. Очень хорошо это показано в фильме Гая Риччи «Револьвер», финальная фраза которого выстреливает как оглушительный гром озарения: «Его лучшая разводка заключалась в том, что он заставил тебя поверить, что он – это ты».

Можно вскрыть еще несколько тончайших слоев, субтильных оттенков самоотождествления. Но здесь важно понять главное: каждый такой слой отделим от тебя, ибо ты можешь осознать его, посмотреть на него со стороны как на отдельный объект. А кто тогда субъект? Кто наблюдает за тем, как слой за слоем раздевается луковица твоего самоотождествления? Кто тот, который пытается осознать этот текст и найти в нем хоть какой-то смысл? Кто тот, который прямо сейчас через глаза головы смотрит на эти буквы? Кто ты?
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru