Где одеваться татарской мусульманке?

Где одеваться татарской мусульманке? 10 Ноября 2010

«Мне не приходилось видеть и слышать более набожных и старательно исполняющих мусульманские обряды и молитвы женщин, нежели татарки. Очень кстати подходит к их образу жизни и одежда: обёртывающие их головы орпяки (большие косынки в форме гипотенузы), прикрывающие их груди нагрудники — изю, платья с длинными рукавами — всё это достойные для благородных женщин одеяния»

Шигабутдин Марджани.


К сожалению, сегодня не каждая татарка старательно исполняет мусульманские обряды, также как и редкая мусульманка при формировании своего внешнего вида обращается к национальным татарским традициям. На улице не встретишь татарку-мусульманку в костюме с национальными элементами. Калфаки, ичиги и вышитые платочки перешли в разряд сувениров. 

Некоторые смеют утверждать, что калфак не удовлетворяет условиям хиджаба, он не покрывает всю голову и шею, забывая при этом, что традиционный татарский калфак никогда не рассматривался как отдельный элемент головного убора – калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Ношение калфака замужними женщинами в ка­честве самостоятельного убора не выходило за пределы семейного круга или круга женщин.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Костюм — это проявление эстетического вкуса народа, воплощение его представлений о прекрасном и полезном. Вот именно за этим эстетическим вкусом в поисках чего-нибудь татарского я и отправилась на показ мусульманской моды, прошедшей в конце октября в Казани, ведь организаторы конкурса не уставали повторять, что одной из целей проведения конкурса было популяризация татарской одежды, внесение национальных элементов в повседневную одежду татарки-мусульманки.  

Каково же было мое разочарование, когда из 19 представленных на отборочный тур коллекций, лишь одну можно было назвать татарской. Несмотря на то, что сами организаторы конкурса неоднократно повторяли и акцентировали внимание на том, что нам необходимо при производстве одежды для мусульман обратиться к национальной татарской культуре, внести национальный колорит в повседневную мусульманскую одежду и именно на это нацелен данный фестиваль.

Большинство коллекций копировали образы арабских женщин, немного «присутствовала» Турция. Даже платки, к моему великому разочарованию, были повязаны в обычном, так ненавистном мне, арабском стиле. Глядя на платок, натянутый на нос, создается негативный образ об Исламе, появляются такие понятия, как «хиджабизация», и вместо того, чтобы выполнять защитную функцию, повязанный таким образом паток вызывает обратный эффект – хиджаб привлекают внимание, порождает негативные эмоции, вызывает нездоровый интерес и просто неприятие со стороны окружающих, прохожих на улице. А ведь образ мусульманки не должен пугать и отталкивать.  

По рассказам своей бабушки помню, что во время коллективизации пришли к ним домой, собрали все платья с воланами, которые носили в то время татарские женщины, и унесли. После этого она их больше не видела. Для чего тогда создавалась серая безликая масса мне понятно, для чего она создается сейчас – не очень. 

Безусловно, были очень красивые коллекции вечерних нарядов, однако сегодняшней мусульманке нужно не это, на работу в таком не сходишь. Было несколько креативных молодежных коллекций, заслуживающих внимание. Но не было предела моему удивлению, когда я узнала, что две из представленных коллекций – это одежда из казанских магазинов, привезенных к нам из Турции, одна из которой даже прошла в финал. Т.е. это был конкурс не дизайнеров (скорее всего дизайнеры этих коллекций были даже не в курсе того, что их модели участвуют в конкурсе), а просто реклама магазинчиков…

С самого начала я очень скептически отнеслась к данному мероприятию. Хотя я всей душой за то, чтобы развеять стереотип забитой женщины-мусульманки; татарка-мусульманка должна выглядеть таким образом, чтобы другие девушки, женщины захотели быть на нее похожей. Причем не только внешне: татарская девушка (женщина) мусульманка должна быть высоко интеллектуально развита, иметь активную жизненную позицию, активно интересоваться и заниматься общественной деятельностью, не в ущерб семье, естественно.

Не могу не согласиться с критикой имама одной из мечетей Казани, о том, что хождение девушек по подиуму и демонстрация себя – это харам. В одном из своих интервью корреспондент Радио Свобода в Стамбуле Елена Солнцева отметила, что «на подиуме при мусульманском дефиле торжествует скромность. Сдержанный, строгий стиль, полное отсутствие косметики и обуви на высоких каблуках. Представляя мусульманский наряд, запрещается смотреть в упор на зрителей. Особое внимание уделяется нижней половине тела. Походка от бедра – конек всех манекенщиц мира – строго запрещена».

У нас же было все наоборот: неимоверное количество косметики на лице моделей, каблуки такой высоты, что выворачивались ноги, а ноги от бедра откидывались так «изящно», что даже я, сидя в зрительном зале, смущалась перед присутствующими мужчинами. Комментарии организаторов конкурса в этой ситуации о том, что одежду представляли профессиональные манекенщицы, которые зарабатывают этим на жизнь, большинство из которых иноверки или вообще атеистки, звучат как-то неубедительно. Вместо того, чтобы поощрять их в подобном способе добывания денег (а их именно поощряли, оплачивая им этот труд) целесообразнее было бы заняться их просветительством и призывом к Исламу, организовав бесплатные курсы, прочитав несколько лекций. Но ведь это так скучно, так невыгодно, не приносит никакой прибыли, не говоря уже о пиаре самих себя… Увы и ах…

Еще более укрепили мои убеждения в том, что все это лишь показное, комментарии победительницы, обладательницы гран-при. По ее словам, «в прошлом году за победу в конкурсе была обещана стажировка в Египте, но путевка, к сожалению, оказалась платной. Увы… Да и практика в Доме моды Вячеслава Зайцева тоже осталась в мечтах».

Я бы с удовольствием носила стилизованный калфак вместо платка или вместе с платком, однако то, что предлагает нам сегодня рынок, в основном, сувенирный, не совсем носибельный, хотя я рискну и начну носить калфак! После того, как я стала ходить на работу в татарских башмачках, одна моя коллега, увидев, приобрела себе подобные, а вторая вспомнила, что у нее дома уже есть такие, и искренне удивилась, почему же она их до сих пор не носила… на следующий день она пришла в них. Как говорится «тамчыдан күл җыела». Нужно все брать в свои руки, начинать с себя, не ждать и не надеяться на псевдомодные недели и прочую мишуру.

Гульназ БАДРЕТДИН


Количество показов: 9023

Возврат к списку