Что вы знаете о мусульманском кино?

Что вы знаете о мусульманском кино? 27 Ноября 2020

Большее время нашего отдыха занимает просмотр кино и сериалов. Особенно 21 век можно смело назвать веком Альфонсо Куарон, Пон Чжун Хо или Квентина Тарантино. А что вы знаете об исламской киноиндустрии? Существует ли она и если «да», то какие табу должны соблюдаться при съемках «правильного кино»? Об этом нам рассказал преподаватель фикха Казанского исламского университета и главный специалист отдела по вопросам шариата Духовного управления мусульман РТ, Ахмад Абу Яхья.

Abu-YAhya.png

– Мусульманские фильмы – какой у них сегодня статус?

– К сожалению, не на самом высоком уровне. Я был однажды в городе Иваново, и с одним из местных имамов у нас завязался разговор на эту тему. Он заметил, что его дети смотрят мультфильмы, выпущенные известнейшими индустриями мультфильмов: DreamWorks, Pixar, Disney. Однако через эти мультфильмы транслируются чуждые ценности. Он сказал, что было бы хорошо, если бы мы, мусульмане, сами могли вкладывать в мультфильмы исламские ценности. Пока в мире почти нет мультипликации, транслирующей истинные ценности жизни мусульманина.

– В Татарстане? В России? Если это мусульманский кинофестиваль, то фильмы с какими тематиками там должны принимать участие?

– Насчет уровня российского кино исламского и тем более татарстанского – я не специалист, хотя в прошлом учился в киношколе на факультете звукорежиссуры, продюссировал несколько короткометражных фильмов. На фильмах мусульманского кинофестиваля должны освещаться семейные ценности, саморазвитие, учеба, отношение со Всевышним, а не минутные радости. Зрителю нужно донести идею о том, что дунья – это подготовка к реальной жизни. Главное, чтобы в фильме показывались дозволенные вещи. Может быть это вообще какое новое слово в кинематографе – мусульманское кино. Люди же снимают фильмы про животных, где нет ничего «харамного». Также можно и про людей снять фильм, избегая запреты, главная чтобы была сильная история, драматургия, отображение чего-то настоящего. Это задача не из легких. Мусульманское кино должно быть, потому что ислам охватывает все стороны жизни. Это не только обряды. Это система убеждений и ценностей. То, что мы смотрим должно соответствовать нашему мировоззрению, поэтому фильмы про мусульман, для мусульман должны быть. Насчет запретов: запрещено показывать то, на что запрещено смотреть в обычной жизни: например, аурат – область тела, которую Шариат требует скрывать от посторонних.

RR31UuStG9Q.jpg

– Что вы скажете о сериалах или фильмах, снятых о Пророках? Есть ли в Коране или Сунне положения о дозволенности освещать лица Пророков? Самер Исмаил играл Умара ибн аль- Хаттаба в сериале «Умар», а потом был замечен и в других фильмах в иных ролях. Имеет ли право актер, сыгравший пророка или сахаба, играть совершенно противоположенные роли в других фильмах?

– Есть фетва современного ученого шейха Амджада Рашида из Иордании (до этого шейх Ахмад Гумари писал об этом): категорически нельзя изображать пророков, потому что это унижение, это профанация того, что свято для мусульман и не может быть изображено в фильмах и сериалах. В адрес изображения сподвижников, ученые не так категоричны. Однако я склоняюсь к мнению тех ученых, которые это запрещают, потому что создается некий образ: один человек играет сначала Умар ибн аль- Хаттаба  (р.а.), а потом и других героев играет. Мой друг говорил, что посмотрел фильм производства «Рисаля» 1976 года «О Пророке» и заметил, что до сих пор при упоминании сподвижника Хамзы (р.а.), перед ним всплывает лицо актера. Это, конечно, плохая ассоциация.

– Могут ли мусульманки сниматься в фильмах? Блогерство для мусульманок – это норма?

– Области тела женщины, помимо лица и кистей рук, нужно скрывать, поэтому изображать это и смотреть на это нельзя. Я бы не хотел, чтобы моя жена выкладывала свои фото, даже в хиджабе с открытым лицом, уж тем более, чтобы снималась на видео. Для меня это неприемлемо, но некоторые мусульманские ученые это допускают. Это касается и актерской игры мусульманок.

– Могут ли в фильмах использоваться песни для усиления эффекта?

– Я склоняюсь к позиции запретности музыки. Есть какие-то выходы: можно использовать разные звуки, барабаны, нашиды, пение, бубны без колокольчиков и гремящих металлических частей. Без этого тоже можно обойтись. Есть фильмы, снятые немусульманами, где вообще нет музыки – значит такое в принципе в кино возможно.

– Каково положение о съемках детей, новорожденных, грудничков?

– Дети с разрешения законных опекунов могут сниматься при условии, что там нет любого вида харама.

oJ4MtnZdKEU.jpg

– Что если актеру – мусульманину нужно сыграть роль «злодея» для передачи биографии, например, Пабло Эскобара? Употреблять наркотики или убивать других персонажей? Входит ли это в скрытую пропаганду?

– Это непростой вопрос. Его должны оценивать современные ученые. Есть мнение среди ученых, что актерская игра – это ложь, поэтому сниматься в фильмах – является греховной деятельность. На самом деле это не так. Даже если актер произносит слова неверия в кадре, это не выводит его из ислама, потому что он лишь цитирует. Главное иметь намерение на цитирование слов других людей. Мы можем говорить: «философы утверждают, что мир вечен»; «атеисты говорят, что бога нет». То же самое и здесь: актерская игра – это цитирование. При необходимости можно изображать кого- то.

– Допустимы ли в фильмах сцены поцелуев,  если в фильме актеры являются мужем и женой?

– Категорически нельзя целоваться при публике, как в реальной жизни, так и в фильмах. Даже если они муж и жена. Без необходимости посторонним мужчине и женщине вообще не стоит смотреть друг на друга, а уж тем более нельзя уединяться, касаться друг друга и целоваться.

– Можно ли актерам играть абстрактные роли: например, Иблиса или ангела Джибраиля?

­– Изображение ангелов, так же, как и Пророков, запрещено. Насчет Иблиса- сложный момент.

– Разрешена ли профессия каскадера в исламе при снятии, например, исторического фильма?

– К сожалению, не знаю.

J-Mbiyh0sTo.jpg

– Представляете ли вы в РИИ факультет «исламского кино»?

– Нет я не представляю в РИИ факультет исламского кино, потому что я представитель КИУ, и мы вообще в этом плане люди строгие, суровые. (Смеется). Учим только шариату, для нас еще мусульманская журналистика пока необычна в РИИ. В кино есть два рода профессий: технические (операторы, свет, звук, монтаж) – такие люди могут учиться в обычных светских киношколах. А что касается творческих людей (сценаристы, режиссеры), то им вообще необязательно специальное образование, потому что формальная учеба может лишь убить или навредить их творческому потенциалу. Многие великие режиссеры не учились в киношколах.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 105

Возврат к списку