Атласи, Хади (1876-1938)

Атласи, Хади (1876-1938)

События 1905 1907 годов раскрыли новые возможности в развитии национальных культур народов России. Это очень четко прослеживается на примере духовной культуры татарского народа. Этот период для него стал своеобразной эпохой возрождения. Именно в начале XX века процесс переосмысления духовных ценностей общества в области науки, культуры и образования получил бурное развитие и породил блестящую плеяду татарской интеллигенции.

Общественный деятель, историк и педагог Хади Атласи является ярким представителем этой когорты национальной интеллигенции.

Он родился в 1876 году в деревне Чеке (Ст. Чекурское) Буинского уезда (ныне Дрожжановский район РТ) Казанской губернии. Первоначальное образование получил в деревенской школе у своего отца, затем обучался в известном тогда Буинском медресе. Хади усиленно занимался самообразованием, много читал, изучал разные науки, арабский, персидский, турецкий, русский и немецкий языки. Из Буинского медресе он уехал в Сеитовскую слободу под Оренбургом, где окончил учительские курсы. В 1898 году X. Атласи вернулся в Буинск, стал преподавателем медресе и развернул активную деятельность по обновлению системы образования, внедряя новые методы обучения. Свои новые идеи и мысли он пропагандирует и на страницах периодической печати, пишет научно-популярные труды, направленные на распространение научных знаний. Им были опубликованы книги "Гыйльме хаят" ("Наука астрономия" и "Тарих табигый" ("Естественнонаучная история" .

В Духовном собрании мусульман он выдержал экзамен на имама и мударриса и в 1903 году был приглашен на эту должность в село Альметьево Бугульминского уезда. Наряду с исполнением обязанности имама он занимался и преподавательской, и научно-исследовательской работой. В 1904 1908 годах появляется ряд его статей в периодической печати. В эти же годы он издает книги "Ахыр заман ишаны" ("Ишан конца света" , "Идел буе" ("Поволжье" , "Мэктэб хэм мулла" ("Школа и мулла" . В 1907 году, учитывая его общественно значимую деятельность в интересах народа, Хади Атласи избирают депутатом II Государственной думы. Здесь он становится активным членом Мусульманской трудовой партии и принимает участие в организации и издании газеты "Дума" органа мусульманской трудовой фракции Думы, защищающей интересы крестьян-тружеников. Однако газета просуществовала недолго, правительство после шести номеров закрыло ее, да и сама Дума была распущена. В 1905 году по вопросам просвещения нерусского населения восточных районов правительство России проводило особое совещание, целью которого было затормозить развитие национальных культур и национального самосознания. Рассматривались вопросы о воспитании в православном духе, об обязательном обучении русскому языку, о замене татарского алфавита русским алфавитом и т. д. Эти правила были утверждены министром просвещения и изданы в 1906 году. С резкой критикой такой национальной политики выступил Хади Атласи, в 1908 году он издал книгу-брошюру "Яна низам вэ голэмаларыбыз" ("Новые правила и наша интеллигенция" . Книга была написана остро и смело, содержала разоблачение политики царизма, направленной против нерусских народов. "Русификация народов, национальный гнет, защита интересов только господствующей нации вот основная политика правительства", писал автор. Правительство отдало автора под суд, который принял решение заключить его в тюрьму на три месяца, отстранив от должности имама и мударриса и лишив духовного звания, после тюрьмы взять под постоянный надзор полиции.

Но Хади Атласи духом не падает, целиком и полностью посвящает себя научной, литературно-публицистической и культурно-просветительской деятельности. Особое внимание он уделяет истории, собирает материалы, усиленно изучает историческую литературу. В 1911 1914 годах увидели свет его основные исторические труды: "Оебер тарихы" ("История Сибири" , "Казан ханлыгы" ("Казанское ханство" и "Сююн-бике". Они очень быстро распространялись среди населения и находили широкое признание общественности. В 1913 году Атласи единогласно был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

В годы первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций и в первые годы советской власти Хади Атласи со своей семьей жил в г. Бугульме и все время, какая бы власть ни была, занимался делами народного просвещения. После Февральской революции он возглавлял отдел народного просвещения земской управы Бугульминского уезда, после Октября он в составе уездного совета и его исполнительного комитета, при белочехах опять зав. отделом народного образования, при советах и Колчаке занимается той же работой, подготовкой учительских кадров. Когда колчаковцы отступали, его тоже вынудили уйти из Бугульмы. Он вернулся назад, но различные политические силы уже не дали ему спокойно работать. Он уезжает в Баку, где работает в комиссариате просвещения Бакинского совета. И здесь противники не оставили его в покое. В газетах появились сообщения о его контрреволюционной деятельности, как будто он выдавал учителей колчаковцам на расстрел. Эти обвинения были ложными, и Бугульминский уездный суд в 1920 году опроверг их как неимеющих под собой никакого основания и полностью оправдал X. Атласи.

С 1920 по 1929 год он работал учителем истории и немецкого языка в одной из школ Бугульмы. А в 1929 году Атласи был арестован и без суда и доказательств вины был сослан на каторгу в Соловки. Он был объявлен "султангалиевцем" и врагом советской власти. С ним были арестованы "султан-галиевцы" Б. Урманче, Ф. Мухаммедьяров, Г. Галиев, X. Ба-тыршин, С. Сунчалей и др. На каторге он встретил многих известных представителей татарской интеллигенции. В 1934 году Хади Атласи вернулся в Бугульму и через полгода с семьей переехал в Казань. В 1936 году он опять был арестован.

На свет родилось дело "атласовщина". По этому делу Атласов обвинялся в создании контрреволюционной организации для свержения советской власти, его объявили турецким шпионом, пантюркистом, националистом и т. д. В контрреволюционную организацию X. Атласи приписали еще 24 человека. С августа 1936 по май 1937 года в Казанском НКВД X. Атласова допрашивали 16 раз. 2 мая 1937 года он свою вину "признал". На суде фигурировала справка врачей: "Невроз и движения слабые, но годен". В клубе им. Менжинского 23 28 октября 1937 года военный трибунал Приволжского военного округа на закрытых заседаниях рассмотрел дело "атласовщины". Последние слова X. Атласова на суде: "Я никогда не был террористом и шпионом, никаких заговоров и тайных организаций не организовывал. Я человек не современности, а прошлого".

По решению трибунала из 24 человек были расстреляны: X. Атласов, К. К. Туйкин, Ф. К. Туйкин, Б. Ф. Фаттахов, Г. А. Ал-тынбаев, К. Л. Исхаков, С. Ш. Уразманов, 3. Б. Фаттахов.

Духовное наследие X. Атласи, прежде всего его исторические труды, и сегодня привлекает внимание ученых и читателей. Его первая опубликованная книга "Себер тарихы" рассказывала об истории Сибири. Это исследование показывает, что он тщательно изучил источники и специальную литературу по истории Сибири и Сибирского ханства, использовал не только русские источники и литературу на русском языке, но и сочинения тюркских, арабских и персидских авторов.

Очерк "Сююнбике" назван историческим рассказом и посвящен последней царице Казани Сююмбике. Книга издана в конце 1913 года. Автор начинает свою книгу с объяснения происхождения имени Сююмбике и описывает всю ее жизнь: историю замужества Сююмбике с Джан-Гали (1533) и Сафа-Гиреем (1536), последние годы правления на казанском троне с малолетним сыном Утямыш-Гиреем, разлуку с сыном, трагедию последних дней ее жизни.

Основное историческое сочинение X. Атласи, безусловно, книга о Казанском ханстве ("Казанское ханство" , которая вышла в свет в 1914 году. Труд включает в себя период с ость вания города Казани до его падения завоевания русскими в 1552 году.

Автор детально изучил многие факты и события из истории Казанского ханства. Он оперирует богатым фактическим материалом, особенно бросается в глаза хорошее знание им произведений русских историков: Татищева, Карамзина, Соловьева, а также русских летописей. Историк, описывая историю Казанского государства в хронологическом порядке, старается быть объективным, иногда дискутирует с предшественниками-историками, критикует отдельных авторов, доказывая свою правоту, иногда соглашается с их мнениями. Особое внимание уделил он ходу межгосударственных отношений Москвы и Казани, судьбе казанских ханов. Заслугой автора можно считать достоверность дат происходивших событий и объяснение значений отдельных терминов и слов.

В целом в произведениях исторического цикла Хади Атла-си проводит мысль об отсутствии единства среди татар, неорганизованности и несплоченности их. Своими "разоблачительными" положениями он страстно призывает к единству народа, к борьбе за независимость страны. Не случайно востоковед В. В. Бартольд назвал его "татарским патриотом", одновременно указывая на корректность и справедливость его суждений.

"История Сибири", "Сююнбике", "Казанское ханство" первые исследования на татарском языке, наиболее полно раскрывающие историческое развитие татарского народа в условиях средневековья. Они дают читателю много ценного и полезного, поэтому использовались в школах как учебники, были популярны и среди рядовых читателей.

Атласи жил и творил в бурную историческую эпоху. Достижения, противоречия, трагедии того времени нашли своеобразное преломление в его творчестве и жизни. И сегодня он для нас остается самобытным исследователем, блестящим педагогом, общественным деятелем, просто человеком, честно служившим своему народу.


(Алишев С.)


Возврат к списку