Баязитов, Гатаулла (1847-1911)

Баязитов, Гатаулла (1847-1911)

В конце XVIII – начале XIX века в татарском обществе произошли кардинальные изменения. Они были обусловлены различными причинами. Это и социально-экономическая ситуация, связанная со становлением новых экономических отношений, и формирование социальной структуры, отра­жающей новые тенденции. Эти изменения коснулись и духовно-политической сферы. В этой области обновления были обусловлены не только социально-экономическими фак­торами. Дело в том, что вторая половина XVIII века в России характеризуется широкомасштабными выступлениями народ­ных масс, в том числе национально-освободительными дви­жениями многих угнетенных народов, которые требовали изменения существующего строя. В этих выступлениях самое активное участие принимали и татары, которые не только поднимали экономические вопросы, но и требовали решения своих национальных проблем. Под давлением народных масс царизм был вынужден внести определенные коррективы в свою национальную политику, пойти на некоторые уступки. В частности, в 1789 году Екатерина II своим указом обра­зовала Духовное управление мусульман России, тем самым официально было признано наличие мусульманской общины. Мусульманам также разрешили строительство мечетей, что сразу же было ими использовано для открытия мектебе и медресе, и уже ко второй половине XIX века татары гшели свою независимую систему народного образования. А это, в свою очередь, дало возможность удовлетворить духовные потребности народа, которые царизмом игнорировались в течение двух веков. В обществе шло постепенное форми­рование национальной интеллигенции. Ее становление про­исходило в условиях отсутствия государственности и свет­ских учебных заведений, поэтому, обучаясь в татарских, среднеазиатских медресе, в учебных заведениях стран мусуль­манского Востока, они получали богословское образование. Тем не менее представители татарской интеллигенции актив­но включались в решение практически всех жизненно важных проблем своего народа. Они поднимали народное образование, развивали художественную культуру, писали богословские труды и философские трактаты, добивались разрешения на выпуск газет и журналов — словом, развивали духовную куль­туру татарского народа, формировали его национальное само­сознание.

Развитие татарской духовной культуры конца XVIII — начала XIX века связывают в основном с именами таких известных ее представителей, как А. Курсави, Г. Утыз-Имяни, К. Насыри, X. Фаизханов, HL Марджани и др. Этот список сегодня необходимо дополнить именами тех, кто в годы совет­ской власти из идеологических соображений на долгие годы был вычеркнут из истории своего народа. Среди них, безус­ловно, в первую очередь нужно назвать имя Гатауллы Баязи-това, высокообразованного интеллигента, богослова, общест­венного деятеля, публициста и издателя.

Гатаулла (Атаулла) Баязитов родился в 1847 году в д. Тюменсу (Темников) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье муллы. Начальное образование он получил в деревне, в медресе своего отца. Затем продолжил обучение в медресе Баймурад д. Чутай, недалеко от г. Касимова. Через несколько лет он решил продолжить образование в одном из известных учебных заведений Заказанья — медресе д. Кшкар (ныне Атнинский район РТ). Приезд Гатауллы в этот район, в ду­ховный центр татар, конечно, не случаен. Здесь находились многие знаменитые татарские медресе. А медресе д. Кшкар считалось одним из старейших учебных заведений со своими устоявшимися педагогическими традициями. Правда, это учебное заведение было известно, в первую очередь, как один из основных центров традиционных (кадимистских) методов обучения. Возможно, годы обучения и преподавания в этом медресе, хотя и непродолжительные, сыграли заметную роль в формировании мировоззрения Г. Баязитова. Он, будучи известным общественным и религиозным деятелем, не сумел до конца осознать сущность джадидизма и его прогрессивную роль для системы народного образования татар и других мусульманских народов. Но при этом нужно отметить, что он никогда не был сторонником традиционного кадимизма. Более того, он стал одним из известных представителей религиозного реформаторства у татар в XIX веке. Можно сказать, что Г. Баязитов является одним из мыслителей, который в своей практической и научной деятельности довольно ярко показал противоречивость своей эпохи, борь­бу различных течений в общественной жизни татарского народа.

Вернувшись в д. Чутай, Гатаулла продолжает свою препо­давательскую деятельность. Его назначают учителем логики и философии. Но проработал он недолго. В 1871 году Г. Баязитов получает приглашение из Петербурга возглавить Второй мусульманский приход. Он согласился, хотя и пони­мал, что в столице практически нет условий для удовлетво­рения религиозных потребностей мусульман. В Петербурге не было ни одной мечети. Официально существовало три мусуль­манских прихода, служба проводилась в специально нани­маемых помещениях, называемых молельней.

В Петербурге Г. Баязитов активно включается в обще­ственную жизнь столицы. Изучает русский язык, общается со столичной интеллигенцией. Вскоре он получает долж­ность военного ахуна. Дело в том, что в войсках гвардии петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота постоянно служили представители мусульманских народов. Служили они также в Крымско-татарском эскадроне, в соб­ственном конвое Его Величества. Отдельный гвардейский корпус в Петербурге с начала XIX века комплектовался сол­датами и офицерами, исповедовавшими мусульманскую рели­гию. Привлекая их к службе в гвардии, российский генера­литет учитывал особые данные, присущие представителям этой конфессии: трезвость, честность, трудолюбие. В гвардии неукоснительно поддерживался принцип веротерпимости. Для мусульман в Отдельном гвардейском корпусе и на Бал­тийском флоте в штатах предусматривались вакансии свя­щеннослужителей— муэдзинов, мулл и «ахуна гвардии». Претендент на занятие должности ахуна предварительно, до утверждения, обязан был получить рекомендацию от«Общества лейбгвардии офицеров, исповедующих мусульман­ство». Затем следовали выборы. То, что выбор пал именно на Г. Баязитова, свидетельствует о его высоком авторитете сре­ди мусульман Петербурга.

Одновременно Г. Баязитов состоял драгоманом (переводчи­ком) при Министерстве иностранных дел, преподавателем тюркских языков в учебном отделе восточных языков Азиат­ского департамента, преподавателем основ ислама в разных учебных заведениях Петербурга, в том числе и в Пажском корпусе Его Величества. Г. Баязитов был вхож в высшие круги имперской администрации, был лично знаком с предсе­дателем Совета Министров П. А. Столыпиным и др.

Петербургский период жизни Г. Баязитова свидетельствует о том, что он отчетливо осознавал необходимость разносто­ронней деятельности мусульманской интеллигенции. Это было необходимо для создания хотя бы минимальных усло­вий удовлетворения духовных потребностей мусульман. Одну из основных задач в этом направлении он видел в создании национальной периодической печати. Известно, что татарская интеллигенция уже с начала XIX века поднимала эту проб­лему, но не добилась разрешения на издание газет и жур­налов. Г. Баязитов в 80-е годы XIX века обращается за раз­решением издать газету «Хэфтэ» («Неделя») на татарском и русском языках. После получения отказа он пытается орга­низовать выпуск и других газет. Но и эти просьбы оставались без ответа. Только в 1905 году, получив разрешение на изда­ние газеты «Hyp», он становится учредителем и редактором первой газеты на татарском языке.

Хотя Г. Баязитов имел небольшой опыт педагогической деятельности в татарских медресе, потребности и нужды их он знал изнутри. Наиболее остро стояла проблема учебников. Татарские медресе в качестве учебных пособий в основном пользовались традиционной религиозной литературой. Но татарские педагоги и ученые всегда стремились создавать свои оригинальные учебные пособия. После появления джади-дистских медресе необходимость учебников, написанных по новым методикам, учитывающим новые реалии, стала насущ­ной потребностью. В 1883 году Баязитов пишет учебное пособие «Дин вэ магышат» («Религия и жизнь»). По мнению ученых, эта книга является одним из первых светских учеб­ных пособий по литературе.

Для сплочения мусульман столицы, безусловно, был необ­ходим единый духовный центр. В столице к этому времени давно назрела необходимость строительства соборной мечети. К середине XIX века в Петербурге, не считая других мусуль­ман, проживало около 3 тысяч татар. В 1881 году Г. Ваязитов от имени мусульманской общины обратился к властям за разрешением на строительство мечети* В 1882 году муфтий Духовного управления мусульман России Тевкелев офици­ально подтвердил эту просьбу и обратился к министру внут­ренних дел графу Толстому и получил принципиальное согла­сие. Однако, несмотря на неоднократные обращения Духов­ного управления и петербургских мусульман, министерство лишь в 1906 году разрешило учредить особый комитет упол­номоченных лиц по сбору средств на строительство мечети. Г. Баязитов возглавлял комитет. Только в феврале 1910 года состоялся торжественный акт закладки Петербургской кафедральной соборной мечети. Выступая на торжестве по этому поводу, Баязитов говорил: «Мечеть наша будет краси­вой и послужит славой архитектуры и красой города. Но надо, чтобы она блистала не одной внешней красотой, но и надо молить Аллаха, чтобы мечеть эта воспроизводила нас в духовно-нравственной красоте».

Широкую известность Г. Баязитову принесли труды, напи­санные им в 80—90-е годы XIX века. Это были первые серьез­ные исследования по исламу, опубликованные на русском языке. Книги получили широкий отклик не только в России, но и за ее пределами. Они появились и в переводах на турец­ком и французском языках. Первой книгой, вызвавшей большой интерес в России и за рубежом, стала его книга «Возражение на речь Эрнста Ренана» («Ислам и наука»), изданная в Петербурге в 1883 году. Она была направлена против основных идей известного ученого Э. Ренана, который доказывал, что ислам и наука, ислам и рациональное знание не совместимы. Причину он видел в закрытости ислама и его нетерпимости к инакомыслию. Г. Баязитов доказывал, что ислам «в основных своих положениях... не противоречит логике здравого мышления и не боится ответа науки». Он критиковал Э. Ренана за отсутствие серьезной научной мето­дологии в исследовании ислама и, самое главное, за незнание религиозной догматики мусульман. Он убедительно дока­зывал, что «нет религии, которая бы стояла так близко к жизни, как ислам. В учении ислама... мы находим много указаний на поощрение к пополнению знаний и приобре­тению полезных сведений. Знание есть жизнь ислама».

Появившаяся в 1887 году книга Баязитова «Отношение ислама к науке и иноверцам» дальше развивает эти мысли. Красной нитью через всю книгу проходит идея веротерпи­мости ислама, его цивилизованное отношение к иноверцам. Г. Баязитов утверждает, что веротерпимость является одним из основополагающих принципов ислама, а не является приспособлением к новым веяниям времени и европейской цивилизации. Мусульманская цивилизация в любой период своей истории, даже тогда, когда Западная Европа еще не доросла до понимания смысла и значения для своих судеб этого принципа, во взаимоотношениях с другими народами всегда придерживалась гуманистических норм веротерпи­мости.

В 1898 году появилась книга «Ислам и прогресс», в кото­рой Г. Баязитов как бы обобщает свои идеи по проблеме места ислама в мировом пространстве. Он еще раз убедительно доказал, что ислам не является чужеродным телом для современной цивилизации. Запад, по мнению Г. Баязитова, оценивает мусульманский мир по своим меркам. Не обна­ружив в нем привычных и стандартных для Европы явлений, он отвергает его, считая ислам явлением консервативным, сдерживающим общественный прогресс на Востоке. В трудах Г. Баязитова методологически верно определены пути анализа ислама и место его в жизни мусульманского общества и в целом мировой цивилизации.

Г. Баязитов своей практической и научной деятельностью заложил основы совершенно нового направления в татарской общественной мысли. Проблемы духовной жизни он рас­сматривал не только исходя из внутренних потребностей татарского общества, но и в контексте событий, происхо­дивших во всей России. Если татарские ученые XIX века свои труды писали в основном на арабском языке, и они были известны только среди татар и на мусульманском Востоке, то Г. Баязитову было небезразлично отношение иноверцев к исламу. Он пытается изменить общественное мнение рос­сийского общества об исламе. Его общественно-просвети­тельская деятельность была принципиально новой для своего времени. Труды Г. Баязитова действительно для многих были откровением. Практически впервые из уст российского мусульманина они услышали убедительные суждения о сущ­ности ислама. Г. Баязитов, продолжая традиции татарского религиозного реформаторства, нашел в нем свою неповтори­мую нишу.

(Р.Мухаметшин)


Возврат к списку