Роль психологии как науки в исламе
Роль психологии как науки в исламе
В 1950 году понятие «Психология» впервые было обозначено, как наука о душе. С тех пор не утихают споры о праве данной науки судить обо всех сторонах души, включая сакральную духовность человека. Многие представители различных конфессий исключают данное право науки. Насколько психология допустима в исламе? Об этом и многом другом мы поговорили с Гульназ Галявиевой, кандидатом педагогических наук и преподавателем психологии в Российском исламском Институте, которая рассказала нам о зарождении элементов неприятия науки многими людьми
В действительности, ислам состоит из множества подтверждений допустимости психологии, как науки. Об этом говорят хадисы: «Самый знающий из вас о себе (или о своей душе – нафс) – самый знающий о своем Господе».
Всевышний обозначил то, что только Он знает, что кроется в наших душах, однако Он прямо указывает на обязанность мусульман изучать самих себя как физически, так и духовно. Познание себя подобно катарсису – процессу острого или длящегося негативного переживания, который в своей верхней точке превращается в позитивное переживание, в очищение. В начальной стадии познавания себя человеку свойственно удивляться и не принимать некие свойства или привычки, но изучая глубже психологию, человек приходит к пониманию того, что во всем созданном Всевышним – великое благо и мудрость для нас.
– Скажите, пожалуйста, почему некоторые религиозные личности не считают психологию серьезной наукой?
– Многие принимают психологию в штыки, так как в ее основе лежат банальная ревность и конкуренция. У религии до средневековья была монополия на установление истины, то есть только религия могла говорить о том, что есть хорошо и плохо. Но время шло, находились новые данные и открытия, и сейчас психология стала претендовать на науку, которая готова размышлять на тему духовных ценностей и истинности. В середине 20 века развилась гуманитарная психология. Спустя время данная наука стала наступать на пятки теологии, а теология, в свою очередь, не углубляясь в поиски духовных ценностей, оставалась схоластической. Сейчас некоторые религиозные деятели не хотят смотреть на психологию как на достойную соперницу для высказывания теорий о человеческой душе, они видят в ней своего могильщика, который вырывает из их рук возможность на право рассуждения о ценностях. Возможно, у людей просто остался плохой опыт общения с психологами, и, может быть, те не оправдали их ожиданий в решениях проблем. В 2000-ые годы психология, действительно, занималась лишь диагностированиями, не копалась тщательно в науке, проводя практические опыты. Сейчас же, психология претендует на объяснения духовности человека. Любая научная технология обоснована, если какой-либо имам или представитель религиозной деятельности выступает против психологической методики, это чисто субъективное мнение, так как на данный момент в исламе нет никаких запретов по отношению к психологии.
– Какой статус имеет данная наука в Республике Татарстан?
– Если рассматривать Татарстан, то становится видно, что с 2015 произошел колоссальный скачок просвещения! Зарегистрированы более 200 курсов повышения квалификации на тему психологии. Люди стали эрудированнее, грамотнее, они перестали пугаться науки о «душе». Когда я сама проводила курс, было опрошена более 200 женщин, которые прошли курсы по повышению квалификации, и, из тестов было выяснено, что эти курсы помогли женщинам не только в профессиональном плане, но и в пересмотре подхода к самим себе, к своим проблемам и личности.
– Какая проблема в психологии является актуальной на настоящее время?
– Изучение себя, вопросы своего «я» слабо развито в наше время. В самопознании существует неотъемлемая часть всех религий. Христиане уверяют: «Кто возмог познать достоинство души своей, тот может познать силу и тайны Божества…» (прп. Макарий Египетский, 67, 207). Важность познания себя также акцентируется в исламе. Абу Хамид аль–Газали в книге «Эликсир счастья» пишет: «Необходимо, чтобы человек одновременно осознавал свое превосходство, как высшая из сотворенных вещей и научился познавать свою беспомощность, так как это тоже один из ключей к познанию Аллаха». Однажды, при разговоре с имамом, он сказал, что в исламе 80% хадисов- это тема взаимоотношений. В исламе также важно, чтоб человек постоянно развивался, как личность, и как раз- таки психология занимается данными вопросами.
– В чем различия между обычной и исламской психологией?
– Есть ассоциация исламских психологов. Они смотрят работы исламских ученых, которые пишут на тему психологии, или берут техники психологических методологий из Запада и пропускают их через призму ислама. Но пока в данных проектах есть определенный недостаток субъективизма.
– Чего стоит насторожиться в психологии?
– Надо обращать внимание на профессиональную этику психолога. Суждения психолога должны соответствовать его поведению, тому, как он обращается со своими детьми или с женой, то, как сам подходит к некоторым вопросам. Слова профессионала - должны соответствовать его моральным принципам. Также стоит опасаться подозрительных сект, и организации, где нарушаются права человека, унижают достоинства личности.
С давних времен данная наука вызывала крайний интерес древних народов. Некоторые мусульмане, изучая психологию души, возвели целое направление ислама, как суфизм. Его положения должны постигаться душой и сердцем человека. Его невозможно постигнуть путем эмпирических опытов или логических рассуждений. Многие мусульманские ученые посвятили целые тома трудов на тему психологии. Так, Абу Хамид аль-Газали приводит изумительные трактаты познания души в религии: «Знай, что тебе дали драгоценную жемчужину сути Сердца и закрыли ее от тебя, и если ты не будешь ее искать, попусту ее протратишь и останешься без знаний о ней, то тебе от этого будет большой ущерб и урон. Приложи усилие к тому, чтобы отыскать ее, достать из- под мирских забот и довести до совершенства ее знатность, дабы ее знатность и честь проявлялись в этом мире, чтобы она в том мире увидела счастье без печали, вечность без конца, могущество без бессилия, знание без сомнения и красоту без пороков».
Важно еще раз отметить то, что в настоящее время происходит великое «перерождение» психологии, как науки. Малик Бадри, доктор философии и психологии, основатель ряда кафедр психологии, эксперт ЮНЕСКО, подчеркивает, что психологам следует двигаться от западной философии к исламской, производя личные подходы и методы. Ведь, изучая западные стандарты, человек лишь убеждается в истинных суждениях, приведенных в Священном Писании. «Психологические знания должны служить вере»,-говорит М. Бадри. Тесную связь психологии и религии ученые давно выявили. Юсуф Джха, докторнат в области исламского богословия в университете Ноттингема( Великобритания), подчеркнул, что «в своей работе психологу следует использовать религиозные представления о зикре, фитре и рефлексии, где зикр наполнит сердце любовью и осознанностью, фитра (первозданное естество человека в исламе) выработает умение забыть о прошлом и жить настоящим, а рефлексия поможет осуществить анализ происходящего» (Minbar- Islamic Studies: «Исламская психология за рубежом: состояние и перспективы развития»).
ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала
Количество показов: 2700