Исламские новости

«Политический ислам и панисламизм бросают тень на ислам точно так же, как марксизм на Маркса» 2 Ноября 2023

«Политический ислам и панисламизм бросают тень на ислам точно так же, как марксизм на Маркса»

1 ноября в Российском исламском институте состоялся круглый стол на тему «Современный ислам между политикой и традицией». В ходе круглого стола свою книгу «Политический ислам: в поисках земного рая» презентовал доктор философских наук Али Вячеслав Полосин. Книга является комплексным исследованием политического ислама с позиций философии религии, политологии, аналитической психологии, теологии.

— Проблема политики ислама очень серьезная во всех отношениях. Когда я только начинал преподавать в Российском исламском университете такую дисциплину, как  политология, я столкнулся с тем, что вся политическая наука западноцентрична. Например, когда мы изучаем тему политических режимов, учебники говорят, что одной из форм проявления тоталитарного режима является теократический режим и в качестве примера приводятся практически все мусульманские страны. Стало понятно, что данный подход квалификации политических режимов в мусульманских странах не работает. Поэтому книга, которую мы сегодня презентуем, очень актуальна, она дает ответы на многие вопросы, связанные с соотношением ислама и политики, — сказал ректор РИИ Рафик Мухаметшин.

img_7718.jpg

Сам автор подчеркнул, что благодарен Всевышнему за возможность написать эту книгу и благодарен совету по исламскому образованию за ее издание.

"В процессе написания этой книги я советовался как с Рафиком Мухаметшиным, так и с Дамиром Шагавиевым. Я постарался дать системный анализ политического ислама. Триггером к написанию стал тот факт, что после завоевания Константинополя Султан Мехмед II принял титул Цезаря Римской империи. А на следующий год церковь признала его наследником Римской империи. Это заставило меня задуматься над моделями власти, которые использовались в исламе", - выступил Али Вячеслав Полосин.

img_7723.jpg

Отвечая на вопрос про политический ислам, он ответил:

“По книге однажды мне задали вопрос: "Политический ислам - это вообще ислам или нет?" Звучали также термины "исламизм" и "панисламизм". Они бросают тень на ислам точно так же, как марксизм на Маркса. Понятно, что данные термины не имеют отношения к исламу, а являются его частью. А когда мы уже говорим о псевдоисламе, то это уже не ислам вовсе. Говоря с точки зрения философии, у религии другие цели: контакт с потусторонним миром, контакт с Создателем и надежда заслужить Его довольство, заслужить то, что уготовано в Вечной жизни. А у политического ислама цель материальна”, — отметил Полосин.

img_7713.jpg

И.о. профессора Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики Кадыр Маликов:

“Переосмысление подходов к изучению политической части ислама является особенно актуальным. В связи с последними событиями на Ближнем Востоке мусульманская община сегодня сильно взволнована. И у нас есть геополитические прогнозы, но я хотел бы напомнить об эсхатологическом прогнозе, о его влиянии на процессы радикализации и влиянии на умму в целом. В данном контексте хочу сказать, что недавние события в Дагестане, конечно, подталкивают наши власти к принятию превентивных мер, но мы немного опоздали, потому что духовенство молчало. Когда духовенство молчит, молодежь получает информацию из разных источников, в том числе из социальных сетей, что трудно контролировать. Конечно, очень больно за то, что происходит, но есть опасность, когда конфликт отражается на нашем обществе, ситуация выходит из под контроля и может обернуться против государства. Поэтому вопрос очень серьезный, и нам необходимо пересмотреть свои взгляды, подходы и интерпретации в целом”.

IMG-20231101-WA0006.jpg

Директор Центра исламоведческих Исследований Академии наук Республики Татарстан, кандидат политических наук Ринат Патеев:

“Разделение на земное и неземное - одно из самых сложных и значимых явлений, в том числе в теологическо-богословских суждениях. Рассматривая суннитскую модель, такое количество представлений о том, как должна быть устроена общественно-политическая жизнь, но единых установок как не было, так и нет. Поэтому начинаются эти бурления. Вопрос ведь в том, можно ли прийти к общему знаменателю в теме устройства общества и государства в рамках религиозной модели. Получается такая сложность: мусульмане говорят, что в исламе нет разделения между религиозным и светским, но с другой стороны, большинство мусульман живут в достаточно светской и секулярной модели общественного устройства. Безусловно, я согласен с мнением автора Али Вячеслава, что идеи поиска Рая на Земле слишком идеализированная модель и вряд ли возможна. Более того, подобные мысли могут привести к отсроченному гедонизму”.

IMG_7783_0.jpg

В целом, участники круглого стола сошлись во мнении, что книга крайне актуальна на сегодняшний день и будет очень полезна для теологов, исламоведов и религиоведов.

img_7751.jpg

Нурия Баязитова, Исламский портал


Возврат к списку