Исламские новости

Демократия по-татарски: о III Форуме татарских религиозных деятелей 13 Июня 2012

Демократия по-татарски: о III Форуме татарских религиозных деятелей

СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ С ТАТАРСКИМ АКЦЕНТОМ 

В современном российском либеральном дискурсе устоялось мнение о, безусловно, авторитарном и анти-демократичном характере всех восточных, особенно мусульманских, управленческих структур. Это касается и татарских, как мусульманских так и национальных, организаций. 

Как правило, в связи с этим говорят и пишут о жесткой властной вертикале в Татарстане, высоких показателях на российских президентских и парламентских выборах у представителей нынешних партий власти и т.д. 

Однако, наблюдая за многими чисто национальными или религиозными крупными мероприятиями подобно тому, который 8-9 июня прошел в столице Татарстана, возникают сомнения относительно полной правомерной таких тезисов. Да, продолжая традиции дореволюционного национального уклада, когда татарское общество в обмен на невмешательство в свои внутренние дела (той же системы махалля) отвечала российскому государству своей лояльностью, современные татарские организации стараются договариваться с государственной властью, чтобы оставить за собой право решения своих внутренних национальных и религиозных вопросов. Прошедший недавно в Казани III Всероссийский форум татарских религиозных деятелей стал тому ярким примером.

Живое и порой резкое обсуждение острых вопросов, которые стоят сегодня на повестке дня, происходившее во время этого Форума стало примером того, что внутри своего сообщество исламское духовенство готово к открытой дискуссии. При всей внешне кажущейся патриархальности и авторитарности татарское религиозное сообщество готово к открытому и даже крайне эмоциональному обсуждению (порой на грани фола) наболевших тем. Такой вот пример своеобразной суверенной демократии с татарским акцентом, которая, в общем, всегда была характерна для татарских общественных организаций при обсуждении национальных и религиозных вопросов. 

9 июня, когда проходило Пленарное заседание Форума, место у кафедры получили представители разных организаций и люди диаметрально противоположных точек зрения: Фарид Салман, Мукаддас Бибарсов, Фаузия Байрамова, Нафигулла Аширов и многие другие. 

Как известно, одной из наиболее обсуждаемых и болезненных тем современной татарской мусульманской жизни является столкновение различных идеологических исламских течений, борьба между ними и их взаимоотношение с государством. В этом контексте примером открытости дискуссии стало довольно эмоциональное выступление Фаузии Байрамовой, которая обозначив существование проблемы разобщённости исламского татарского сообщества, обратилась к муфтию Татарстана Илдусу Файзову с просьбой не допустить внутриисламской борьбы и практики стравливания мусульман путем расклеивания ярлыков. 

Эту тему затронул и Председатель Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас Бибарсов, который возмутился тем, что появившиеся в околоисламской среде провокаторы, выдающиеся себя за экспертов, стали обвинять руководство  Татарстана не только в потакании ваххабизму/салафизму, но и в следовании этим идеологиям! По мнению Бибарсова, еще более возмутительным является то, что некоторые духовные лидеры берут их в свои помощники. 

Также крайне острой по форме и содержанию обсуждения стала тема установки в городе Булгар 12-метровой скульптуры крылатого барса. Вышеназванные спикеры высказались за недопущение установки данного памятника. Однако жалко, что обсуждение этого вопроса происходило уже после того, как первые лица Республики покинули заседание Форума. Как отмечают хорошо информированные источники, одной из причин, почему Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев решил посетить Пленарное заседание Форума являлось его желание обсудить, в том числе и этот вопрос, чтобы услышать мнения и доводы мусульманских религиозных деятелей – как муфтиев, так и рядовых имамов. 

Например, тот же Мукаддас Бибарсов, выступивший с предложением к участникам Форума проголосовать против установки памятника, имел прекрасную возможность во время своего первого выхода к кафедре обратиться и к Минтимеру Шаймиеву и к Рустаму Минниханову с просьбой отказаться от планов по установки этой скульптуры в Булгаре. Так выглядело бы честнее и имело бы больший эффект. Однако, в итоге обсуждение данной темы и голосование прошло за спиной Шаймиева, уже после того как он и Рустам Минниханов покинули заседание.   

В итоге, после предложения Мукаддаса Бибарсова состоялось голосование, в результате которого было принято единогласное решение включить в Резолюцию Форума пункт о недопущении установки в городе Булгар языческих символов. 

 

ЗАМЕТНОЕ ОТСУТСТВИЕ 

Многих участников Форума удивило отсутствие на всетатарском съезде председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Официальная причина отсутствия которого –  участие в праздновании 20-летия образования Республики Ингушетия. По мнению наблюдателей, это формальная причина, реальная же заключается в его неприятии нынешней политики Духовного управления мусульман Республики Татарстан. 

В этом контексте, симптоматично отсутствие на Форуме заместителя Гайнутдина в Духовном управлении мусульман Европейской части России (ДУМЕР) влиятельного Дамира Мухетдинова, который прежде не пропускал эти съезды. 

Многими участниками Форума отсутствие Равиля Гайнутдина на всетатарском мусульманском съезде было воспринято как пренебрежение интересами национального единства и неуважения к инициативам татарской метрополии.  

Тем не менее, для Казани и Татарстана как центра татарского мира и влиятельного региона в исламском пространстве России, необходимо выстраивать крепкие и ровные отношения со всеми крупными татарскими мусульманскими объединениями страны. Руководство Татарстана и Исполкома Всемирного конгресса, который выступил организатором этого Форума, продолжает работу по укреплению татарского мусульманского единства, предоставляя площадку для крупных и заметных действующих лиц этого сообщества. Как уже было отмечено, на Форуме было предоставлено слово представителям порой полярных точек, которые получили возможность обозначить свою позицию публично в лицо оппонентам любого властного уровня. Кто-то такой возможностью воспользовался, а кто-то нет.      

 

КОНЦЕПТУАЛЬНО О БУДУЩЕМ 

Как было прописано в итоговой Резолюции Форума, уже стало общим местом для всех заметных групп татарского мусульманского духовенства, что необходимо следовать традиционным мирным формам ислама, который учитывал бы культурный и социально-политический контекст нашей страны. Однако на данном этапе уже стоит вопрос конкретных шагов дальнейшего развития татарского мусульманского сообщества и  выработки адекватной времени стратегии. 

Следует отметить, что руководство Всемирного конгресса татар, Духовного управления мусульман РТ и Российского исламского университета в полной мере осознает необходимость концептуального осмысления дальнейшего развития уммы с учетом всех вызовов современности. По этой причин именно к данному съезду был подготовлен проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития», который как планируют ее разработчики в течении ближайшего года будут обсуждать все заинтересованные стороны, чтобы к следующему Форуму подготовить окончательный вариант концепции, который задал бы вектор развития всему татарскому исламскому сообществу на ближайшие годы.Представленный к обсуждению текст выложен в сети Интернет и с ним может ознакомиться любой желающий, в комментариях оставив свои замечания. 

Как считают разработчики концепции, для татар на данном этапе стратегически  необходимо опираясь на свои исламские традиции (как теоретические так и практические), учитывая достижения своих зарубежных братьев по вере и мощную российскую образовательную базу предложить конструктивный способ реагирования на все вызовы современности с которым сталкивается исламский мир. Предложенный проект концепции затрагивает множество вопросов развития уммы: осмысление своего прошлого, выработка стратегии в контексте вопросов ислама и нации, ислама и государства, ислама в мультикультурном мире, позиционирования ислама в информационном пространстве, развития исламского образования и возрождения системы махалля (как в сельских, так и в городских условиях), а также осмысления приватных семейных практик. Принципиальным значением, по мнению авторов концепции, является преодоление изоляционистских соблазнов, а также развитие российской уммы с использованием всех возможностей и инструментов демократического общества.

 

Данис ГАРАЕВ


Возврат к списку