Исламские новости

В Татарстане разобрали уровни религиозного профессионального образования 14 Марта 2013

В Татарстане разобрали уровни религиозного профессионального образования

"Какие уровни религиозного профессионального образования существуют в современном Татарстане" – под таким названием в Казани состоялся круглый стол, организованный Духовным управлением мусульман Татарстана и Центром исламоведческих исследований Академии Наук РТ.

Участниками мероприятия стали руководители мусульманских образовательных учреждений РТ, представители Аппарата Президента РТ, сотрудники Центра исламоведческих исследований при Академии наук республики, в общей дискуссии также принял участие председатель Совета улемов РТ, проректор РИУ Рустам Батров.

Камиль Насибуллов, старший научный сотрудник Центра исламоведческих исследований, предоставил мониторинг религиозных мусульманских учебных заведений Татарстан, проведенный в 2012 году. В ходе исследования было выявлено, что мусульманское образование в Татарстане на сегодняшний день получают более двух тысяч студентов. Причем преподавательский состав взращивается прямо в пределах республики, и не привлекается из зарубежа. Камиль Насибуллов считает, что в Татарстане сложилась аутентичная, оригинальная система профессионального мусульманского образования.

МЕЖДУ СВЕТСКИМ И РЕЛИГИОЗНЫМ

"Система государственного образования унифицирована, в то время, как ученые советы медресе, при поддержке ДУМов, самостоятельно инициируют образовательные программы. Каждое медресе имеет свою практику оформления методической документации", - подчеркивает Насибуллов.

Проректор по учебной работе Российского исламского университета Марат Гильманов, рассказал о 15 летнем стаже работы РИУ. В основу вуза была заложена программа медресе "Мухаммадия" и зарубежный опыт Иордании. В 2004 году был разработан первый стандарт, утвержденный на общероссийском уровне по специальностям шариатские и коранические науки. По аналогии с госстандартами, 60% учебных часов отводится светским наукам, 40% религиозным, но деление это условно.

Психолог Казанского межрегионального центра экспертиз Лилия Халабуда предоставила сравнительный анализ результатов социально-психологического исследования, проведенного среди учащихся религиозных мусульманских и общеобразовательных учебных заведений. По мнению психолога, определенная доля влияния религиозных учебных заведений на зарождение экстремистских взглядов присутствует.

Среди опрошенных было 385 студентов медресе и 612 школьников. Был проведен анализ таких показателей, как психологическое благополучие, общая и религиозная толерантность. По результатам оказалось, что среди учащихся медресе минимальное число психологически неблагополучных лиц (15-20%), достаточно высок уровень толерантности (5,5-72%), но при этом показатели негативного отношения к иным религиозным течениям выше, чем у школьников общеобразовательных учреждений.

ПРЕПОНЫ К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ

По мнению Камиля Насибуллова существует ряд факторов, которые препятствуют становлению и развитию мусульманского образования. Среди них он выделил низкий уровень подготовки преподавателей, негативное влияние чиновников, а также расхождение мнений о том, какой должна быть система религиозного образования - "кадимитстской" или "джадидистской". "Данные системы существовали в иных исторических рамках, они не приложимы к современной ситуации", - считает научный сотрудник.

Отметили и проблему нехватки учебной литературы, которая сейчас, к тому же, находится под прицелом правоохранительных органов. "Необходимо иметь адекватный список книг, которые разрешены на территории РФ", - отметил Насибуллов.

УНИФИКАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ходе мониторинга, было выявлено несколько путей решения существующей проблемы. Было озвучено, что необходимо разработать и внедрить единый стандарт мусульманского образования на основе лучших образовательных практик медресе, а также создать площадку для обмена преподавательским опытом.

Важным моментом является и необходимость учета уровней мусульманского образования, чтобы для каждого была определена собственная методика преподавания.

Всего было выделено три уровня религиозного образования в Татарстане. Во-первых, это небольшие медресе в районных центрах (слушатели из той же местности, большой поток на вечерней форме обучения и воскресных курсах). Во-вторых, медресе в более крупных населенных пунктах Татарстана, привлекающие студентов из республики и других регионов России. И, в-третьих, крупное медресе "Мухаммадия" в столице республики (38% студентов из Казани, остальная часть из России и зарубежа)

Начальник учебного отдела татарстанского муфтията Айдар Карибуллин рассказал о создании рабочей группы, на основании которой, будет создано единое методическое объединение, координационный орган в сфере мусульманского образ РТ.

Ксения САФИУЛЛИНА

www.islamnews.ru


Возврат к списку