Исламские новости

Татары в Дагестане строили мечети и открывали школы 1 Июня 2013

Татары в Дагестане строили мечети и открывали школы

ЦЕЛЫЕ ПОКОЛЕНИЯ ТАТАР ВОШЛИ В ИСТОРИЮ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

 Мы мало знаем свои села и свои горы. Мало интересуемся тем, кто живет вокруг нас, и откуда мы сами произошли. Не знаем о роли других народов в формировании нашей культуры. А между тем среди нас живет народ, отдавший немало жизней за нашу с вами родину.

Взять, к примеру, село Татарханкент Сулейман-Стальского района. Или как оно называется на лезгинском языке – Татархандхуьр. Откуда произошло это название? Почему в нем появилось словосочетание Татархан? Какое отношение татарский хан имеет к лезгинам?

Лезгинские общественники и молодежные активисты предполагают, что название села, видимо, связано с нашествием татаро-монгольских завоевателей. Видимо, оно стало временной резиденцией предводителя татарского отряда.

1363021307_selenie-tatarhandhur.jpg

село Татарханкент

А ведь, если покопаться в истории, практически нет такого района в наших землях, где в нескольких селах не существовали бы тухумы с названием «Татарар». Есть такой тухум, к примеру, и в селении Рукель Дербентского района.

Учёные связывают основание и заселение села с арабским завоеванием Кавказской Албании. В короткий период османского владычества в селе и появились крымские татары, ныне представители тухума «Татары».

Или взять селение Урга Хивского района. Происхождение села, по преданиям, связано с монголо-татарским нашествием 1230-1240 годов. Будто бы здесь остались воины монголо-татаров и создали поселение, впоследствии получившее название Урга в честь тогдашней столицы их государства.

Старые могилы, расположенные возле школы, жители и сейчас называют татарскими. Судя по всему, влияние татар на события в Дагестане в определенные периоды истории было достаточно весомым, раз они так вошли в названия сел и местечек в наших районах.

Стоит также вспомнить, что у имама Шамиля в войске было немало татар – бывших солдат Российской империи, бежавших с царской службы в горы Кавказа под власть мусульманского правителя. У Шамиля они зачастую служили переводчиками с русского и на русский.

Однако историческое присутствие более крупных татарских общин в тех или иных землях Дагестана не столь подробно задокументировано в историографии. Более изучена роль татар в жизни дагестанских народов в новое время.

Так, число татар в Дагестане резко увеличилось в двадцатые годы XX в., когда разразился страшный голод в Поволжье. В любом случае, татары вполне могут претендовать на то, чтобы именоваться одним из коренных народов Кавказа и Дагестана.

УЧЕНЫЕ, ПЕРЕДОВИКИ, ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

Как пишет М. Курбанов в журнале «Народы Дагестана», в 20-е годы прошлого века численность татар в республике составила порядка 20 тыс. Многие из них навсегда остались в Дагестане, стали известными в республике людьми, внесли вклад в ее развитие.

Первые мектебы и медресе на татарском языке в Дагестане были открыты еще в 17 в. Дети богатых мусульман Кизляра занимались при мечетях, обучались чтению Корана и арабской письменности.

«В одной из кизлярских мечетей в конце 18 века, - пишет профессор А.Г. Гаджиев, - работал ученый из Казани Мухаммед Амин. В начале 20 в. впервые в с. Аксай открыли новомодное медресе на татарском языке, где получили образование Зайнуладиб Батырмурзаев, Багаутдин Астемиров и др. известные деятели Дагестана».

Татары помогли открыть первую типографию в Темир-Хан-Шуре. В открытие школ для ногайцев в конце 19 в. свой вклад внес Телимжан Ибрагимов. Достойное место в истории создания дагестанского радио занимает Нури Хайрулин. Он в 1924 г. смастерил первый в республике радиоприемник.

Татары были и среди передовиков производства, например, стахановец завода «Двигательстрой» Гайфулла Гарифулин – бригадир слесарей-монтажников. Татары в 50-е годы XX века, в 4-й пятилетке, отличились также среди нефтяников. Махмудов Махмуд на нефтеперегонном заводе отличился высокой производительностью труда, внедрил много рацпредложений.

Диктор вещания на кумыкском языке татарка Галина Бекбулатова работала на радио почти 60 лет. Ее голос звучал в эфире почти 3 тыс. часов, в переводе на машинописные страницы текста это около 90 тыс. страниц.

В Дагестане известны имена преподавателя медресе в с. Аксай в начале XX века Исаака Эфенди, редактора кумыкской газеты Елу Валиюллаева, зам. министра мелиорации Дагестана Енилеева, олимпийского чемпиона, фехтовальщика Назлымова, наркомзема Дагестана Акджигитиева, репрессированного в 1938 году…

Известны и имена организатора и руководителя татарского культурного центра в Дагестане Мустафина Равиля, бывшего директора ресторана «Лезгинка» Равиля Сайфуллина, бывшего ответственного секретаря Дагестанского отделения ВООПИК, члена Союза журналистов СССР, участника Великой Отечественной войны Хайдара Хасаншина и многих других татар.

ДАГЕСТАНСКИЕ ТАТАРЫ В ЛИЦАХ

Сегодня в Махачкале, столице республики, проживают татары – ветераны Великой Отечественной войны, многим из которых под восемьдесят и более лет. Вильдан Шахмедов, агроном-садовод. Каждого, кто спускается на привокзальную площадь Махачкалы, встречают его голубые ели и прекрасные цветы.

1363021223_vildan-shahmedov.jpg

Вильдан Шахмедов

В 1951 году он занимался озеленением территории курорта Талги, расположенным в 18 км от Махачкалы, в предгорной зоне Дагестана, где сходятся Талгинское и Салгинское ущелья.

Курорт исключительный по своему значению и ценности, с мощными сероводородными источниками, превышающими по концентрации сероводорода известные во всем мире французский курорт Шаль и курорт Брусса в Малой Азии.

Войну Шахмедов прошел в чине младшего сержанта 334 стрелкового полка на сложных огневых позициях со станковым пулеметом, защищая украинцев от фашистов. Был тяжело ранен и признан комиссией негодным.

Вернулся в семью орденоносцем, к жене Эдии, дочери Розе и сыну Шамилю. После войны семья увеличилась еще на одну дочь и сына. Живет Шахмедов в столице Дагестана вместе с дочерью Розой. У него 8 внуков и один правнук. Внук Ренат учится в одном из махачкалинских исламских университетов.

Таскиря Багданова в годы войны обеспечивала победу в тылу, помогала госпиталю, жителям города. Сегодня она с удовольствием вспоминает молодые годы, когда взялась изучать Священный Коран. В то время Священную книгу негде было достать.

1363021265_taskirya-bagdanova.jpg

Таскиря Багданова

И она написала письмо в татарскую деревню семье Фатхуллиных. Они прислали ей две исписанные тетради. Все это особенно пригодилось во время войны, когда работала татарская мечеть в Махачкале. Таскиря огромное внимание уделяет соблюдению норм Ислама, многих удивляет, как она, несмотря на больные ноги, совершает пятикратный намаз.

Ее муж Сафиулла Багданов. Для супругов в скором времени наступит юбилей – 60-летие совместной жизни. Сафиуллу забрали в армию со школьной скамьи, оттуда на фронт, вернулся инвалидом войны. И у Таскири Рамазановны, как и у мужа, имеются фронтовые награды.

В 1970-80-е гг. заместителем председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры являлся Хайдар Хасаншин. Общество вело активные реставрационные работы в Дагестане.

1363021292_haydar-hasanshin.jpg

Хайдар Хасаншин

Благодаря инициативе Хасаншина были отремонтировано несколько мечетей в ряде селений Цумадинского района. За годы работы в Дагестане Хасаншин стал признанным пропагандистом историко-культурного наследия республики.

ГОРЦАМ ПОДРАСТАЮЩИМ УРОК

То как дагестанские татары бережно хранят свою культуру, традиции и духовное наследие – урок нашим народам, нашей молодежи и даже нашим старикам. Поскольку, как известно, татары под давлением ассимиляторской политики царской власти и Советов, более крепко держали свои традиции, чем некоторые представители дагестанских народов.

Сплетение различных культур в наших землях, стойкость татар, ставших частью дагестанской семьи народов, наше отражение в зеркале их этнической истории – все это очень хорошее назидание нашему подрастающему поколению.

Муслим АБДУЛХАКОВ, Тимур ЮСУПОВ

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия


Возврат к списку