Исламские новости

Борьба с платком во Франции (окончание) 6 Сентября 2013

Борьба с платком во Франции (окончание)

Окончание. Начало статьи "Борьба с платком во Франции"

Борьба с платком во Франции (окончание)

Во Франции нет специального закона, запрещающего женщинам в платках заходить в школы, где учатся их дети. Юристы предупреждают, что здесь идет речь о нарушении европейских законов о правах человека. Несмотря на это, когда в 2011 году суд в Монтрёе вынес решение о том, что одна из школ была права, запретив матери в платке участвовать в родительском посещении школы, министр образования при правительстве Саркози в 2012 году распространил заявление с рекомендацией  «соблюдения нейтральности в общественных учреждениях». Это означает, что если носящие платки женщины пожелают принять участие в организуемых школой пикниках или экскурсиях, они должны снимать платок.

Данное заявление принятие окончательного решения в этом вопросе оставляет за школами. Поэтому одни школы препятствуют женщинам в платках заходить в школу, другие нет. Несмотря на протесты мусульманок, заявление не было аннулировано социалистами. Министерство образования утверждает, что заявление вовсе не имеет целью воспрепятствовать родителям посещать школьные мероприятия, оно всего лишь провозглашает принцип беспристрастности в деятельности учебных учреждений. Матери же говорят, что положение, когда в платке запрещают родительские посещения школы, но разрешают участвовать в летних мероприятиях, абсурдно.

В 2008 году Фатьма Афиф была уволена с работы в частных яслях «Baby Loup» в северо-западном пригороде Парижа Шантелу-ле-Винь. Эти ясли, расположенные в одном из самых бедных районов, не имеют аналогов. Это круглосуточно работающее учреждение, в котором находились дети медсестер, женщин-полицейских, официанток, т.е. матерей, имеющих ненормированный график работы. Фатьма была уволена из яслей по причине неповиновения распоряжениям и грубых действий. По словам Фатьмы же причиной увольнения является религиозная дискриминация, то, что после отпуска по уходу за ребенком она вернулась на работу в платке. В яслях действовало правило, согласно которому персоналу запрещалось носить религиозные символы. В ходе длившихся годами разбирательств суды низшей инстанции выносили решение не в пользу уволенной женщины. В марте этого года Верховный суд Франции вынес решение о том, что Афиф была уволена несправедливо на почве «дискриминации по религиозному признаку», а частные фирмы не могут применять общий запрет против персонала, носящего платок.

Решение суда стало политической бомбой. Большинство политиков и интеллектуалов подливало масла в огонь, заявляя о недопустимости платка в детских ясельных учреждениях. Министр внутренних дел социалист Мануэль Вальс заявил, что парламент «огорчен» решением суда, «размывающим основы» принципа светскости во Франции. Философ-феминистка Элизабет Бадентер и другие левые интеллектуалы потребовали ради защиты детей и обеспечения «беспристрастности» введения более жестких законов, укрепляющих основы светскости и запрещающих такие религиозные символы, как платок, в учреждениях типа частных яслей. Олин из адвокатов яслей заявил о том, что платок оказывает «опасное» воздействие на детей. Таким, образом, «Baby Loup» стали символом споров о новых более жестких законах в отношении платка.

В Голландии по телевидению также говорили о «необходимости» нового закона в отношении таких религиозных символов, как мусульманских платок. Так как в частных яслях происходит «соприкосновение с детьми», то, якобы, к ним следует применять такой же подход, как к государственным общественным учреждениям. Стали даже требовать расширения сферы действия такого закона и на любые частные фирмы, которые ведут работу с населением.

Президент тут же активизировал работу совещательного органа «Защита светскости». Ожидается, что в ближайшие месяцы этот орган подготовит доклад о том, какую форму будет иметь новый закон, ограничивающий ношение платка в частных яслях религиозных символов, в частности, платка. Голландия, осознавая разрушительный потенциал всех этих споров, призвала к «спокойствию и конструктивному диалогу». Некоторые политики подвергли критике все названные инициативы. Министр городского развития Франсуа Лами напомнил, что светскость во Франции уже годами строится на «законах, что-то запрещающих», и результатом этого является только «разногласия» и дискриминация определенных лиц. Также депутат-социалист Кристоф Кареш говорит, что принятие нового закона «раздует пламя» кризиса идентичности во Франции и откроет дорогу «отчуждению», а «повторение политических споров о никабе» опасно.

fransa-295x185.jpg

Представитель Радикальной левой партии в органе «Защита светскости» сенатор Франсуаза Лаборд до этого предлагала закон, ограничивающий ношение религиозных символов нянями, присматривающими за детьми в частных домах, а также представителями всех работающих с детьми профессий. Среди многочисленных нянь, которыми замыслило заняться Французское правительство, есть и мусульманки. Франсуаза Лаборд в «Libération» заявила о своей вере в то, что работники частных яслей и частные няни должны демонстрировать религиозную «нейтральность». Она также говорит о своих сомнениях относительно того, насколько добровольно носят мусульманки платок: «Некоторым образом, этот вопрос схож с вопросом проституции. Есть выбор, который выбором не является».

 Djamilia Latrèche (50 лет) из Нантерра опытная няня. Она говорит, что сейчас многие работающие нянями женщины в платке испытывают страх и разочарование. «Сейчас я смотрю за тремя детьми из самых разных семей – от христиан до атеистов. Они не придают особого значения тому, что я ношу платок. Сейчас няни чувствуют себя так, будто государство собирается взять с нас спрос за нашу религиозность. Это несправедливо, абсурдно и является явной дискриминацией. Получается, я должна скрывать те книги, которые имею при себе, свою идентичность. Я была очень счастлива, когда Верховный суд вынес решение в пользу уволенной воспитательницы яслей «Baby Loup». Но сейчас меня беспокоит то, что государство будто бы намеренно, издавая новые законы, пытается подстрекать и разделить общество. Что же будет, если когда я выйду на улицу с детьми, за которыми присматриваю, то кто-то снимет с меня платок или бросит в меня камень?», - говорит Джамиля.

Французский антрополог Дуниа Бузар, специализирующаяся на законах о религиозной символике, говорит, что существующих законов во Франции вполне достаточно, нет необходимости вводить отдельный закон о платке. До сих в частном секторе 94% проблем, связанных с религиозными  символами и религиозной практикой, решается путем диалога. О советах по поводу создания нового закона о платках, Бузар говорит: «Надеюсь, что это не вызовет рост нетерпимости в отношении мусульман и не откроет дорогу для более яростных предубеждений, чем существуют сегодня».

Хафида Охами (Hafide Ouhami) на последней демонстрации, требовавшей равные права для матерей в платках, стояла рядом со своим маленьким сыном. Мне она рассказывает: «Я работаю в органах социальной службы. Поэтому каждое утро, приходя на работу, снимаю свой платок, а покидая работу, надеваю его. Для меня это, в какой-то степени, будто расставание с частью моей личности, но таков закон. Раздутые политиками новые споры о недопустимости ношения платка в частных учреждениях и нянями беспокоят меня. Кажется, на нас наступают со всех сторон, и будто мы нигде не можем быть самими собой».

Анжелика Крисафис

Источник: www.theguardian.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку