Исламские новости

Салават Юзеев: В Татарстане снимать игровое кино было не положено, – такая была установка сверху 13 Ноября 2013

Салават Юзеев: В Татарстане снимать игровое кино было не положено, – такая была установка сверху

Кинорежиссер, автор около полусотни документальных фильмов и трех короткометражных художественных, на IX Казанском фестивале мусульманского кино презентовал картину «Курбан-роман» по одноименной повести Ильдара Абузярова.

Почему вы выбрали именно это произведение? Потому что в Татарстане деньги на кино дадут лишь под национальную тему?

Тут как-то все срослось. Чтобы снимать здесь, надо все-таки учитывать тот факт, что фильм должен быть связан с Казанью. Было бы странно, если я вдруг начал снимать кино про индейцев, правда? Давно слежу за современной прозой, ищу что-то интересное. Очень трудно напасть на что-то стоящее. Прочитал повесть Абузярова, и она меня задела. Особенно ее начало: пять музыкантов в черных пальто стоят над коровой, у одного из них в руке нож. Они хотят принести ее в жертву. Именно музыканты, с их нервными тонкими пальцами. Картинка так зримо возникла перед глазами и сразу меня завела. Я сразу понял: это кино.

О чем?

Действие в повести происходит в Польше, главные герои – польские татары. Причем кого-то из них зовут по-польски, кого-то – по-татарски. Один – Юсуф, другой – Венцеслав. Я решил перенести действие фильма из Варшавы в Казань, – надо экономить бюджет.

А вообще в Польше есть татары?

Да, причем они живут там издавна. Польские татары на самом деле очень озабочены сохранением языка, культурных традиций. И обряд жертвоприношения в праздник Курбан Байрам, – это тоже из той же песни. С переносом действия в Казань сюжет обогатился – здесь традиционно высокая среда музыки, балета.

Фабула такова: молодой человек Юсуф влюблен в балерину Марысю, – мы оставили ей польское имя. А она любит его старшего брата, Марса. Темы братьев не было в повести, она возникла в фильме. Тут не просто любовный треугольник, а даже четырехугольник, потому что у брата есть своя возлюбленная Камилла. Марыся заболевает смертельной болезнью, а по ходу дела она еще изменяет Юсуфу с Марсом. Юсуф сумел понять ее и простить, и он решает провести обряд жертвоприношения в праздник Курбан-байрам. Вообще все герои по-своему чем-то жертвуют – одни своим здоровьем, другие – жизнью. Крови в фильме достаточно.

Кто из артистов у вас снимался?

Две главные мужские роли играют молодые актеры из Питера – Даниил Шигапов из Небольшого драматического театра Льва Эренбурга и Эрнест Тимерханов (роль Джихагира в фильме «Бибинур» - прим.) из театра Ленсовета. Женские роли исполняют солистка театра оперы и балета Александра Елагина и актриса, известная больше как телеведущая, Лейсан Дусаева. Роза Хайруллина играет персонаж символически-мистического характера. На остальные роли мы приглашали артистов казанских театров.

Когда будет премьера?

Сейчас работа вообще остановлена, потому что кончились деньги. Надеемся, что нам помогут. Там еще много чего нужно сделать. Я бы хотел уже до Нового года его закончить, но, к сожалению, не все в моих руках. Съемочный период закончился еще год назад, совпав с праздником Курбан-байрам.

Вы сняли более полусотни фильмов, многие из которых побеждали на самых разных конкурсах. А где вы учились?

Я закончил Казанский университет, факультет ВМК. Думал, буду программистом, математиком.

Это в семье, где папа, Ильдар Юзеев, – известный татарский писатель?

А куда мне надо было идти? В литературный институт? Но тогда я не писал стихов. Закончил ВМК и пятнадцать лет работал программистом в НИИ. И при этом начал ходить в литобъединение к Марку Зарецкому, писать стихи. Когда мне было уже под сорок, решил попробовать прозу. У меня вышли две книги прозы и сборник стихов. Мой роман «Не перебивай мертвых» можно в Интернете прочитать. Недавно в журнале «Казань» опубликовали мои сказки – это моя трактовка взятия Казани, совершенно несерьезная.

Гены взяли свое? Со временем все-таки творческое начало перевесило?

Можно и так сказать. Хотя когда я после школы поступал на ВМК, отец меня не отговаривал, наоборот, считал, что я получу серьезную профессию. А что такое поэт? Несолидно как-то.

И все же, возвращаясь к кино, – почему у нас в Казани его нет?

В Татарстане снимать игровое кино было не положено, – такая была установка сверху. Казанская студия кинохроники должна была вести летопись республики. А студию, на которой производились бы игровые фильмы, иметь не полагалось. Кино имеет очень сильное влияние на умы. Взять США – история Америки создавалась в Голливуде. Американцы до сих пор уверены, что это они победили Гилера. Такова сила воздействия кино на умы людей. Точно так же делают историю России, где татары зачастую выведены последними сволочами. Вспомните фильм «Орда», татары там – настоящие маргиналы.

Мы пытались в Москве получить деньги на завершение нашего фильма. Отказали. Там уверены в том, что все таланты живут и работают в пределах Садового кольца. Я вообще думаю, что Москва – это гигантский паразит на теле России.

Текст Гузель Подольская
 
Фото Роман Никифоров
 
Материал журнала “Собака.ru”

Возврат к списку